George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

«Royal Navy LTD».

Можете считать рекламой. Если это интересно - сделаем отдельный пост на подписку.

"It is on the Navy, under the goon providence of God, that our wealth and peace depend."
Charles II
.


После серии книг об истории английского Королевского Флота пришло понимание, что данное исследование просто необходимо. Дело в том, что мы с вами – дети своего мира. Мира, где есть машины и интернет, сотовые телефоны и самолеты, консервы и полуфабрикаты, двигатель внутреннего сгорания и атомный реактор, да много чего еще. И то, что мы сейчас имеем и чем пользуемся, воспринимается как данность, которая якобы была всегда. Эта данность на подсознательном уровне влияет на оценку тех или иных исторических конфликтов и политиков прошлого.
Более того, отбери у нас хотя бы часть тех благ цивилизации, которые мы имеем – и мы будем тыкаться туда-сюда, как слепые котята, не понимая, что происходит, как жить. Только представьте – нет современных средств коммуникаций. И уже скорость переписки с родственниками или друзьями, это не несколько секунд, потребные на отправку смс или звонка по скайпу, а пару недель, если не месяц, пока идет письмо, скажем, из Самары в Новосибирск. А уж письмо на другой континент и того дольше. А если представить, что одновременно и пропали современные средства передвижения, то даже поездка на лошади, запряженной в телегу, из Домодедово в Химки (всего-то 66 км по нынешним дорогам) займет не 1-2 часа, как сейчас, а более 8 часов!
На этих простых примерах мы и хотели показать, как изменился наш мир по сравнению с XVII-XIX веками. И эти изменения произошли в управлении, в экономике, в медицине, в скорости передвижения и скорости получения информации, в военном деле и судостроении, да фактически – во всем. Поэтому, чтобы понять, как и почему принимались те или иные решения, предпринимались те или иные действия, нам надо сделать взгляд назад, и просто понять, а как и чем люди жили тогда.
Мы решили остановиться на как можно более подробном описании Королевского Флота, на его административной структуре, воинской иерархии, быте экипажей, проблемах судостроения, медицины, снабжения, логистики, стратегического и тактического планирования, денег, управления и многих сопутствующих вопросах. Ибо на наш взгляд эта информация критически важна для понимания того, как Роял Неви стал первым флотом мира, и что его администраторы сделали такого, чего не сделали администраторы флотов в других странах.
И прежде всего давайте поговорим о двух вещах, которые между собой связаны. Это история собственно Королевского Флота, и история его административного развития.
Итак, Royal Navy.Если мы заглянем в любую книгу, популярную или историческую, мы увидим, что история Королевского Флота ведется аж от датского конунга, ставшего в конце 800-х годов правителем Англо-Саксонии, Альфреда Великого. А правильно ли это? Вообще флот Альфреда во всех хрониках, и саксонских, и иностранных всегда величается как Alfred’s fleet, что переводится как флотилия Альфреда, то есть небольшая королевская эскадра, построенная и финансируемая на деньги короля, и к народу отношения не имеющая. Назвать ее флотом наверное довольно нелепо. Естественно, нелепо рассматривать ее финансирование, администрацию и организацию, поскольку она проста до примитивности.



Альферд Великий.

Первый же большой флот в Англии начал строить английский король Генрих VIII. Причины, заставившие заняться Генриха морским строительством, были просты до невозможности. Дело в том, что Франция в начале XVI века платила Англии дань, чтобы английские разбойники и военизированные формирования не нападали на берега Франции. И вот французский король Франциск I эту дань платить отказался. Чтобы заставить Путина вернуть Крым пересмотреть столь опрометчивое решение, Генрих решил создать сильный флот, чтобы угрожать неприятельскому побережью. Для строительства был введен особый налог – «корабельные деньги», который были обязаны платить все приморские графства. В 1509 году флот, названный English Navy (уже Английский флот, а не флот какого-то короля) уже насчитывал 3 корабля, в 1514-м – 15 кораблей, в 1527-м – 27 кораблей. Но у этого флота не было будущего по двум причинам.
Первая – флот строился не как государственный институт, а как средство шантажа французов. Естественно, что с вопросами администрации, судостроения, снабжения, обслуживания никто не заморачивался.


Генрих VIII со своими советниками.

Вторая причина – не было внятной программы корабельного строительства и планирования. Поэтому уже к 1540-м годам, поняв, что флот – игрушка дорогая, Генрих решил основу своего флота сделать наемной, то есть выделяя из казны определенные деньги, нанять водителей с личным автотранспортом частные корабли на воинскую службу.
Резюмируя – этот период так же нет смысла рассматривать, ибо если флотилия Альфреда была слишком мала, то Английский флот времен короля Генриха VIII быстро сдулся как организация, и, по сути, стал обычным кадровым агентством для желающих подзаработать на морской войне.
Именно по этой причине мы не будем рассматривать и так широко разрекламированный флот Елизаветы I Английской, которая воспользовалась методами своего отца. Нововведение у Елизаветы по сути было только одно – она решила зарабатывать на собственно королевских кораблях, сдавая их внаем под процент от ожидаемой прибыли всяким сомнительным авантюристам типа Дрейка или Фробишера. Естественно, что такая организационная система в перспективе не могла довести до добра. Она и не довела.
Во время англо-испанской войны корсарский флот Елизаветы показал самые худшие качества – это недисциплинированность, пренебрежение государственными интересами, плохое снабжение. В конце 1590-х дошло до смешного – поскольку испанцы довольно хорошо прикрыли эскортами свои торговые караваны и английские каперы на королевской службе начали нести ощутимые потери, многие из корсаров вступили на скользкий путь пиратства, грабя уже не хорошо защищенные испанские галеоны, а своих же союзников – французов, голландцев, шотландцев. В результате Англия чудом избежала войны с Францией и Голландией, для которых эти нападения были очень чувствительны. Причем, что было более всего неприятно, поставленные в портовые города для надзора за действиями корсаров комиссары чаще всего перекупались корсарами на корню, и за небольшой процент от пиратства просто закрывали глаза на противоправные действия «английских ястребов». Да, при Елизавете появились зачатки военной организации флота, но сам флот еще был кадровым агентством, а не корпорацией.
Прообраз будущего Королевского Флота начал создаваться только при Карле I. Это и стандарты по постройке кораблей, и ясная организация по военному применению, и планирование сроков службы и замены. В общем флот начал превращаться именно в разветвленную военно-хозяйственную структуру. Кстати, примерно в это время подобные метаморфозы происходили практически во всех странах – в Испании, во Франции, в Голландии. Но подобные новшества – как в Англии, так и за ее пределами – вызвали сильнейшее недовольство купцов, связанных с морской торговлей, и кораблестроителей. Купцы, уже в течение двух веков сдававшие внаем свои корабли государству на военные экспедиции, теперь разом лишались прибыли. Судостроители же теперь не могли строить корабли двойного назначения, поскольку корона впервые ввела технические задания на построенные корабли – государство говорило, что готово купить то-то и то-то, и обязательно с вот такими характеристиками, и заниженные характеристики ему не нужны. То есть низкое качество постройки и устаревшие технологии теперь не могли принести денег из госбюджета. Пришлось либо учиться строить по новым стандартам, либо переквалифицироваться в управдомы менять профессию.


Карл II.

Окончательно будущий Роял Неви оформился в жесткую военно-административную структуру во время английской Гражданской войны. Кстати, тогда он был еще раз переименован – теперь он уже назывался Parliament’s Navy, или Парламентский Флот, в пику Royalist’s Navy, или Роялистскому Флоту. Но во время Гражданской войны и англо-голландских войн Парламентский Флот очень страдал от дурного снабжения и малой степени экономической и бюрократической свободы. Если со снабжением все понятно, то вот по другим вопросам придется пояснить. Во время англо-голландских войн была введена новая тактика, позже названная линейной. Эта тактика ввела некий стандарт для кораблей I ранга (позже переименованных в линейные корабли) по своим техническим характеристикам, вооружению, водоизмещению, маневренности и прочему. Поскольку система комплектования флота до сих пор была двойственной – то есть основа – парламентские корабли плюс большое количество нанятых частников, часть кораблей использовать в линии было невозможно. Еще часть вполне годились для новой тактики, но качество экипажей было совершенно неприемлемым. Решением этих проблем занялись комиссионеры флота, но основные реформы были предприняты только после Реставрации, с 1660-го года.
Кстати, именно в 1660-м году Parliament’s Navy был переименован в Royal Navy of England, а позднее просто в Royal Navy. Наверное, именно с этого отсчета мы и начнем свой рассказ.
Tags: royal navy ltd
Subscribe

  • Из не вошедшего

    Пишу тут биографии известных адмиралов, и среди всего прочего нужно было жизнеописание Виллема ван Гента. Вообще, очень интересный персонаж. Начать с…

  • Грустной истории псто...

    Почитал тут статью José M. Serrano «La Habana: riqueza local, plata mexicana y financiación militar, 1765-1788: hacia una…

  • Экспедиция Лестера,часть 5

    Примерно в это же время английская кавалерия, уменьшившаяся до 500 человек, взбунтовалась и совершила набег на Голландию, однако была настигнута…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Из не вошедшего

    Пишу тут биографии известных адмиралов, и среди всего прочего нужно было жизнеописание Виллема ван Гента. Вообще, очень интересный персонаж. Начать с…

  • Грустной истории псто...

    Почитал тут статью José M. Serrano «La Habana: riqueza local, plata mexicana y financiación militar, 1765-1788: hacia una…

  • Экспедиция Лестера,часть 5

    Примерно в это же время английская кавалерия, уменьшившаяся до 500 человек, взбунтовалась и совершила набег на Голландию, однако была настигнута…