George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Последний путь еще одного трафальгарского корабля

Сначала отрывок из "Захватить Англию!":
В 13.00 «Виктори» был за кормой флагмана Вильнева. Англичанин дал страшный залп – 68-фунтовые карронады, заряженные картечью, очистили верхнюю палубу от всего живого. Бортовой залп 50 орудий, в многие из которых забили по два, а то и по три ядра, произвели страшные разрушения. В одну минуту «Бюсантор» потерял 20 орудий. Тотчас же на английский корабль помчался 74-пушечный «Редутабль» капитана Жан-Жака Этьена Люка, отважного опытного командира. Еще в Кадисе Люка уделял большое внимание абордажному бою, он специально взял на борт дополнительное число солдат и большое количество ручных гранат. Французский корабль просто въехал в борт «Виктори», зацепил абордажные крючья, матросы на марсах просто смели прислугу верхней палубы, из 110 человек на верхней палубе осталось 20 . В 13.15 пуля стрелка с «Редутабля» попала в левое плечо Нельсона и пробила грудь. Кэптен Харди подбежал к адмиралу, и тот прошептал: «Для меня все кончено, Харди. Наконец им удалось! Мне раздробило хребет». Нельсона отнесли в кубрик, «Виктори», сцепившийся с «Редутаблем», продолжал бой. Люка приказал свистать всех наверх, вся команда французского корабля пошла на абордаж. «Виктори» спасла только его величина – дело в том, что английский флагман был трехдечником, тогда как «Редутабль» - классическим двухдечником. Люка приказал обрубить грота-реи, чтобы они легли на палубу «Виктори» и образовали импровизированный мост, абордажные партии готовы рвануть из захватить флагман умирающего Нельсона, но в корму француза дает продольный залп 98-пушечный «Темерер». 200 человек сразу же погибло. «Темерер» прошел к свободному правому борту француза и «Редутабль» оказался зажат между двумя трехдечниками. Избиение доблестного французского 74-пушечника длилось полчаса, после чего в 13.55 раненный капитан Люка сдал свой корабль кэптену Харви. Потери на «Редутабле» были ужасающими – 552 человека убитыми и ранеными из 643 членов экипажа. Три корабля, скрепленных намертво абордажными крючьями, сдрейфовали южнее, где к ним бросился «Фуге», уже сражавшийся ранее с «Белайлом», «Марсом» и «Тоннантом». Умирающий от раны капитан Бодуэн повел свой доблестный корабль на абордаж «Темерера». Харви отослал всех свободных к пушкам, «Фуге» сотрясало от постоянных попаданий, но он упрямо шел к английскому 98-пушечнику. Вскоре корабли сцепились, но потери французов от пушечного огня оказались слишком велики – абордажная партия британцев очистила верхнюю палубу и спустила французский флаг.
После прохождения капитального ремонта  «Темерер» продолжал участвовать в блокаде французских флотов и поддержке британских операций у испанских берегов. Он был отправлен в Балтийское море в 1809 году, защищая конвои от атак датских канонерских лодок, а к 1810 году вновь был у берегов Испании, помогая защищать Кадис от французской армии. Его последней операцией против французов была блокада Тулона, когда он попал под огонь береговых батарей. Корабль вернулся в Великобританию в 1813 году на ремонт, но был отправлен в резерв. В 1819 году он был преобразован в плавучую тюрьму и пришвартован в реке Тамар. Затем он продолжил службу в Ширнессе в качестве принимающего корабля, затем плавучего склада, и, наконец, сторожевого корабля. Адмиралтейство приняло решение отправить корабль на слом в 1838 году, и он был отбуксирован на Темзу, где его должны были разобрать. Этот последний рейс был изображен на картине Уильяма Тёрнера «Последний рейс корабля «Темерер».

Из описания последнего пути: паровые буксиры в 7.30 утра 5 сентября двинулись с корпусом "Темерера" к Гринхиту,где в 1.30 втали на якорь, поскольку начался отлив. В 8.30 движение было продолжено, и корпус прославленного ветерана достиг Гринвича ровно в полдень.
Набежавшие рабочие прежде всего сняли с корабля медную обшивку, медные болты, гвозди и другие крепления из меди и бронзы. Эти запчасти позже верфь продавала обратно в Адмиралтейство. Из древесины "Темерера" был изготовлен столик, который позже вручили Георгу V в качестве свадебного подарка.
Не обошлось и без шарлатанства.
Некто Эдвард Битсон в 2000-м году продавал Географический Атлас, бумага которого, как он говорил, была сделана из древесины "Темерера". Художник Эдвард Лансир в 1998 году продавал картину "Нептун", рамка которой якобы была сделана из кормовых балок трафальгарского ветерана.
Tags: Ройал Неви
Subscribe

  • Немного про флот Горшкова

    Помнится, я как-то обещал написать про флот адмирала Горшкова, причем базируясь чисто на западных источниках. Задумку эту я пока так и не осуществил,…

  • Как спускали на воду USS Constitution

    Спуск на воду даже парусного корабля - это довольно тяжелая инженерная задача, и не всегда получается хорошо. Что нужно для удачного спуска? Сначала,…

  • Обшивка медью

    Впервые использовать медь для подводной обшивки корпуса придумали еще в 1708 году, когда с таким предложением к Адмиралтейству вышел кэптен Чарльз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments