George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Предтечи "карманных линкоров"

Проигрыш Испании в Тридцатилетнюю войну ввергнул в пучину всю страну, и в том числе - и испанское кораблестроение. К войне за Испанское наследство дошло до того, что коммуникации королевства обороняли французские корабли, и французские торговые суда вывозили от 31.3% (на 1704) до 44.6% (1711) колониальных товаров в метрополию. Плата Испании за использование французского флота возросла с 8 млн. песо в 1702 году до 18 млн. песо в 1708 году.
Понятно, что еще во время войны правительство Филиппа V озаботилось постройкой флота, но средств катастрофически не хватало. Сразу после войны, опять-таки от отсутствия денег, король стал перед выбором - какие строить корабли. Для того, чтобы пояснить, надо разложить, из чего, собственно, складывается стоимость корабля.
Понятно, что это корабельный лес, канаты, паруса, пушки. Причем артиллерия (и запасы к ним) составляли от трети до половины стоимости корабля. И испанское правительство встало перед выбором - строить корабли с небольшим количеством но крупных орудий, или с большим количеством - но мелких. Единственным утешением была мысль, что теперь испанцы могут строить корабли какие захотят, по любым проектам, они свободны от всяких условностей.
Стоит так же сказать, что технология производства корабельных орудий выше 18-фунтовых была еще в Испании совершенно не отработана.
В результате в 1716 году появилась небольшая серия 60-пушечных кораблей с очень интересными характеристиками.

San Juan Bautista
San Luis
San Fernando

Длина - 70 испанских локтей (1 испанский локоть (codo de Ribeira) - 0.574 м)
Ширина - 18,5 испанских локтей
Глубина интрюма - 9,25 локтей
Водоизмещение - 895 тонн.
Вооружение.
Гон дек - 26х18-фунт.
Опер-дек -26х12-фунт.
Верхняя палуба - 8х6-фунт.
То есть по вооружению и по тоннажу эти корабли не дотягивали даже до нижней планки линкоров, и были достаточно "тонкостенными". Большой их плюс был в скорости - все корабли показали в устойчивый галфвинд 11-12 узлов, а San Juan Bautista и San Fernando показывали значение и в 14 узлов в бакштаг.
Эти корабли участвовали в сражении у мыса Пассаро (1718), "Сан-Фернандо" погиб в 1719-м, а "Сан-Луис" и "Сан-Хуан Батиста" спаслись, и неплохо проявили себя в качестве каперов, захватив в нескольких выходах 12 британских торговых судов и два малых фрегата. Погибли в одно время - оба затонули 15 апреля 1720 года во время большого шторма недалеко от Гаваны, сопровождая галеон с серебром "Санто-Кристо де Маракайбо". Галеон так же погиб, но корабли успели немного его закрыть от волн, поэтому торговец сумел выброситься на песчаный берег, и груз серебра позже был перевезен в Гавану.
Tags: испанской флот
Subscribe

  • Про Русский флот-2

    Ну а теперь пробежимся по 19-20 веку на предмет - а можно ли чем-то гордиться. Итак, 1806-1807 годы - экспедиция Сенявина. Блокада Турции со стороны…

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…

  • Об очередной пробирке Пауэрса

    11 июля Гоуэр достиг Тильзита, где были расположены двор и русский император, и тот ему дрожащим от напряжения голосом зачел «совершенно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Про Русский флот-2

    Ну а теперь пробежимся по 19-20 веку на предмет - а можно ли чем-то гордиться. Итак, 1806-1807 годы - экспедиция Сенявина. Блокада Турции со стороны…

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…

  • Об очередной пробирке Пауэрса

    11 июля Гоуэр достиг Тильзита, где были расположены двор и русский император, и тот ему дрожащим от напряжения голосом зачел «совершенно…