George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

сНемного о Нанте

Вообще раньше центром судостроения в устье Луары конечно же был Нант, а не Сент-Назер (последний в 1756-м был обычной рыбацкой деревушкой, в которой герцог д'Эгильон построил маяк, чтобы лишить прибытка местных жителей, привыкших жить грабежом потерпевших крушение кораблей. Недаром песчаная банка напротив Сент-Назера называлась банка Шарпентьез, или банка Плотников).
Если Брест был всегда основой военного флота Франции, Лорьян - штаб-квартирой ОИК, то Нант был столицей французских работорговцев. С 1715 по 1793 годы в Нанте было выпущено 8000 судов для перевозки рабов. Основной путь, который использовали французские рабовладельцы - это, конечно же, Сенегал-Сан-Доминго или Сенегал-Мартиника.
Но, как ни странно, самым знаменитым французским работорговцем из Нанта стал Энтони Уэлш, бежавший в 1715 году во Францию Ирландский католик. Он за 20 лет организовал 57 экспедиций в Африку за рабами, и его корабли перевезли в общей сложности до 20 тысяч чернокожих.
Именно Уэлш, якобит до мозга костей, свел "красавчика принца Чарли" с ирландским же выходцем, ныне - парижским банкиром Георгом Вальтерсом, который выделили принцу 40 тысяч ливров. Уэлш нанял на эти деньги 16-пушечный капер «Дутель» (Doutelle). В свою очередь ирландские судовладельцы, обосновавшиеся во французском Нанте, предоставили наследнику захваченный английский 64-пушечный корабль «Элизабет» и 4 корабля поменьше (по просьбе Уэлша, подкрепленной его "черными бригадами", ирландец всегда надеялся только на господа бога и пистолет, имея под рукой до 500 чернокожих в качестве личной банды, которую использовал против конкурентов). На линкор погрузили 700 ирландцев - добровольцев из Ирландской бригады, 1500 мушкетеров и 1800 всадников (в основном - шотландцев). Взамен принц Чарли пообещал Уэлшу после победы эксклюзивный вывоз рабов из Анголы, Луанды и Конго.
7 июля 1745 года из Нанта вышел «Дутель» с Молодым Претендентом на борту. Около Бель-Иля его взял под охрану 64-пушечный «Элизабет» и маленький отряд взял курс на Ирландию. 9 июля в 4 утра на траверзе Лизарда их обнаружил 58-пушечный «Лайон» под командованием кэптена Перси Брэтта и тотчас же пустился в погоню за французами. Из доклада Брэтта: «Бой начался в 5 часов утра, я вел огонь по корпусу французского 64-пушечника, а он – по мачтам. Огонь противника оказался неожиданно точным, и уже через час я потерял грот-стеньгу, к 8 утра – были отстрелены часть бизань-мачты, грота-марсель и грот-рей. В 9 утра мы лишились грот-мачты полностью. Противник, пользуясь преимуществом хода, скрылся с тумане. У меня погибло 45 и ранено 107 человек». Согласно данным шканечного журнала «Элизабет» французские потери составляли 64 человека убитыми и 140 - раненными. Молодого Претендента спасло предположение Брэтта, что французские корабли, встреченные им, идут с войсками в Канаду.
«Красавчик Чарли» 25 июля высадился в ирландском Мойдарте (недалеко от Дублина), а в начале августа переправился в Шотландию. 19 августа Чарльз при поддержке вождей из клана МакДональдов въехал в Гленфиннэн, там к нему присоединились другие кланы хайлендеров, в торжественной обстановке была зачитана «Декларация короля Якова III», где Чарльз утверждал, что пришел бороться в Шотландию за трон своего отца.
Попытка Чарльза свергнуть Георга закончилась неудачей, и Уэлш с остальными нантскими судовладельцами вернулся к обычным торговым делам - снарядили в 1749-м экспедицию из 10 кораблей к берегам Анголы, где захватили в плен до 2000 негров и переправили из на Сан-Доминго, получив прибыль в 150 тысяч ливров.
Что касается Сент-Назера - он стал кораблестроительной столицей на Луаре лишь при Наполеоне III, и опять важную роль тут сыграли иностранцы - англичане, шотландцы, ирландцы. Впрочем, уже к 1867 году первая судостроительная компания Сент-Назера разорилась, городок влачил не особо богатое существование, а вернул его к жизни русский кораблестроитель Юркевич. В 1931 году в Сент-Назере начали строить лайнер "Нормандия", который должен был заткнуть за пояс трансатлантики от "Кунард Лайн" и "Уайт Стар". Но согласно проекту Юркевича лайнер имел длину в 313 метров и просто не влазил в старый док, поэтому компания «Compagnie Générale Transatlantique» решила построить в порту новый док, который позже стал использоваться и для строительства военных кораблей,в том числе - и линкора "Жан Бар".
Так что, когда слышите про стоящие в Сент-Назере "Мистрали", иногда вспоминайте его историю, и вообще - историю кораблестроения в устье Луары. Мы тоже оставили в этом след, и не только заказом плавающих ящиков типа "Мистрали".
Tags: французский флот
Subscribe

  • Вынесу-ка я из комментов

    На Варспоте внезапно объявился тут у меня "поклонник", который сильно возмутился фразе: "Англия конца 16 века - государство с маленькой слабой…

  • Забытый разгром

    По статье Stefan Spett «The Forgotten Debacle: Dänholmen Island, Swedish Pomerania August 1807» из книги Smith, Digby «Napoleonic Wars Data Book» -…

  • Это пять, я считаю)))

    11 сентября 1807 года к Кристиансанну, где стояли две плавающие батареи и сем канонерок, прибыл британский дивизион во главе с 74-пушечным кораблем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments