George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Два мира - два Шапиро

Две цитаты.
Первая - французского историка Франсуа Блюша:

"Даже карьера Кольбера Сама по себе показывает глубокий интерес Людовика XIV к военно-морскому флоту, расширение полномочий министра в части строительства ВМФ и его баз является одним из важных деяний как короля так и Кольбера в первой половине царствования. Сильный интерес короля к Дюнкерку, который приобрели у Англии в 1662 году, и который Его Величество посетил в 1680-м, имел не только политический, военный и религиозный смысл, но и военно-морской. Как мог Кольбер по своему почину с 1661 по 1683 работать один-одинешенек, выделив за этот период вопросам флота более 4000 часов (это 166 полных суток), если бы Людовик не имел заинтересованности в вопросах флота? Как Кольбер мог тратить такие финансы на постройку кораблей (всего за царствование Людовика XIV было построено 384 линейных корабля и фрегата, не считая кораблей поменьше), расширение и строительство портов, арсеналов, найм команд, подготовку офицеров, матросов, если бы не имел полной солидарности, постоянной помощи и поддержки короля?"

Вторая - французского историка Жана-Кристиана Птифиса:

"В отличие от Ришелье Людовик XIV всегда выбирал сушу в ущерб морю. Конечно, работа проделанная Кольберами (отцом и сыном) проводилась с его согласия, но что бы он был без них, без их упрямства, постоянно гребущего против течения? Без сомнения, король гордился великолепием своего флота, но и только. Море так и осталось для него чуждым. Кольбер неоднократно призывал Его Величество посетить порты, осмотреть корабли и верфи, но напрасно - король предпочитал парады и свои полки. Чтобы пробудить интерес к морю, в Версале даже выкопали Большой Канал, где демонстрировали реплики кораблей, Сеньелэ даже устроил для короля сборку галеры за 24 часа. Напрасно! В 1680 году в Дюнкерке Людовик впервые в жизни поднялся на борт корабля. Ему предоставили возможность руководить всеми действиями экипажа, отдавать сигналы к бою, и казалось, что король был впечатлен порядком и дисциплиной на флоте. Но ничего не изменилось! Людовик, как родился землянином, так сухопутной крысой и остался, убежденный, что слава и величие могут быть приобретены только на суше. Это его убеждение явится одним из слабых мест короля и источником будущих разочарований."



Добавлю еще и слова Ришелье, сказанные им на одном из Королевских Советов: "Слезы наших королей соленые от того, что они не владеют морем".
Tags: французский флот
Subscribe

  • Немного про Армаду

    Испанские капитаны довольно хорошо знали ирландское побережье от Балтимора (мыс Клир) до острова Валентия (графство Керри), а так же от Слаго до…

  • Немного о Лепанто.

    Наверное, начать стоит с завоевания Греции, что дало Порте возможность контроля за почти всем Восточным Средиземноморьем. Но именно в Греции…

  • Греческая революция, финалочка.

    Напомню весь цикл. Часть 1. "Взгляд на греческую революцию из Петербурга". Часть 2. Внешние игроки на греческом поле. Часть 3.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • Немного про Армаду

    Испанские капитаны довольно хорошо знали ирландское побережье от Балтимора (мыс Клир) до острова Валентия (графство Керри), а так же от Слаго до…

  • Немного о Лепанто.

    Наверное, начать стоит с завоевания Греции, что дало Порте возможность контроля за почти всем Восточным Средиземноморьем. Но именно в Греции…

  • Греческая революция, финалочка.

    Напомню весь цикл. Часть 1. "Взгляд на греческую революцию из Петербурга". Часть 2. Внешние игроки на греческом поле. Часть 3.…