А вот так.
Как известно, карронады были разработаны и поставлены на поток шотландцем Чарльзом Гаскойном, директором "Каррон-компани" с 1769 по 1779 годы. Эти пушки настолько пришлись ко двору гордым островитянам, что в этот период их называли еще не карронадами, а гасконадами.
История эта неожидано продолжилась в России. Самуил Карлович Грейг, перешедший на русскую службу и дослужившийся до командира эскадры на Балтийском флоте, был вхож в круги, близкие к императрице Екатерине II, и всерьез занялся перевооружением русского флота на английский манир при полном доверии государыни.
Принятие на вооружение в Роял Неви карронад не прошло мимо Грейга. Он, как типичнейший представитель британского флота, проповедующий тактику ближнего боя, сполна оценил изобретение Гаскойна. Прознав, что "Каррон-компани" в Англии признана банкротом, именно Самуил Карлович дал Екатерине мысль переманить Гаскойна на русскую службу. Сначала, заказав в 1784 году пушки для БФ в "Каррон-компани", императрица фактически спасла от долговой ямы шотландского заводчика и изобретателя. Гаскойн выполнил заказ полностью и в срок, несмотря на сильнейшее противодействие
В Англии же почти все металлургические предприятия работали на каменном угле, ибо древесины там почти не было. И вот здесь очень кстати подвернулся недавно завоеванный Светлейшим Князем Григорием Потемкиным Донбасс и Крым. Несмотря на преклонный возраст (53 года) Гаскойн лично поехал с геологической разведкой на новые земли, в Бахмутский и Донецкий уезды. В результате были «найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». Гаскойн же, ставший в России Карлом Карловичем, предложил строить завод «при речке Лугани». Проблему нехватки квалифицированных рабочих рук шотландец решил довольно быстро - рабочих перевезли из Олонецких заводов, а весь инженерный персонал выписали из Англии. Но вот добыча угля была пока камнем преткновения. Работа очень тяжелая, и какие бы деньги Гаскойн не предлагал - все чурались ее, как огня. После разговора с императрицей был издан указ, что на подобные работы будут присылать "за содеянные вины преступников". И в 1795 году первое предприятие тяжелой металлургии на Донбассе заработало в полную мощь. Однако в 1796-м умерла Екатерина. Взошедший на престол Павел отменил распоряжения матери, выдав на гора следующее: «Преступников… впредь по просьбе Гаскойна не присылать, дабы они по развратным своим нравам не портили других служителей». Но вскоре это решение отменили, поскольку пушки были нужны, и желательно - хорошего качества, а каменный уголь все же горит ровнее, нежели древесный.
Ну а дальше начинается детективная клоунада, которыми так богата любая земля, которая находится на территории нынешней Незалэжной. Карл Карлович в 1797 году женился на молоденькой Анастасии-Джесси Гатри, которая в лучших традициях современных московских шлюх решила потянуть из "папика" деньги. Надо сказать, что "папик" не бедствовал - при окладе-то в 2500 фунтов стерлингов в год. Но "порядочные люди тратят деньги на блядей", и тут Гаскойн вспомнил,что помимо жалования ему еще обещали половину доходов заводов, которые он возглавлял. Поскольку работал он уже в России 10 лет (с 1786 года) - он обратился с соотвествующим прошением к императору Павлу I. Павел - ну странные тогда были понятия о коррупции - запросил об этих доходах..... естественно самого Гаскойна. И тут уж старик оторвался во всю, оценив их в 2500 фунтов в год и получив в итоге на гора 25 тысяч фунтов стерлингов. Денег этих вместе с жалованием ему хватило до самой смерти.
Летом 1805 года Гаскойн заболел и переехал в Петербург, а позже в Колпино. Там он и скончался 1 августа 1806 года. Согласно завещанию тело шотландца было похоронено в Петрозаводске.
Собственно, если Потемкин завоевал эти земли, то именно Гаскойн положил начало промышленности на Донбассе. Эти земли с 1795 по 1991 годы были неразрывно связаны с армией, флотом, оборонкой, передовым производством. Новые города на завоеванных территориях создавали русские и находящиеся на русской службе администраторы и инженеры (
Знали бы они, что происходит сейчас там - может и задумались бы: то ли их наследнички подкачали, а может вообще стоило нам Дикое Поле оставить?.... А чо? В Диком Поле "хто не скаче - тот москаль" кричать удобнее, isn't it?