George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Трафальгар - 1805

Навеяно "Мысом Трафальгар" Артуро Реверте.

Честно сказать - большего количества нелепиц, чем о Трафальгаре, не написано ни об одном сражении. Дон Артуро, как он сам и признает, написал свое произведение, основываясь на воспоминаниях рядовых участников, то есть своего рода "лейтенантской прозе". Изучение же отчетов Кордовы и французских высших офицеров дает совершенно другое освещение событий. Сразу скажу - что основная часть разбора сделана Эдом Созаевым.



Изначально Вильнев хотел выйти из Кадиса в плохую погоду, без испанцев и уйти в Тулон, что ему прежде всегда удавалось. Первоначально, когда он узнал о выезде в Кадис Розили, это его не особенно взволновало, предполагалось, что Розили будет командовать из Кадиса, а Вильнев останется во главе эскадры под его командованием. Розили (1748-1832) последний раз был в море в 1790 г., командуя отядом фрегатов, после чего был все время на берегу, в 1793-1805 - директор депо карт. Но узнав о том, что Розили назначен командовать эскадрой (!), которая должна будет уходить в Тулон, Вильнев решил его упредить и уйти из Кадиса до прибытия Розили. Испанцы очень мешали, но Наполеон категорически приказал взять их с собой (в качестве залога), вообще, тогда корабли стран-сателлиов Франции числились во французском флоте.
8 октября на Bucentaure был собран совет - по 7 офицеров с обеих эскадр. Вильнев предложил идти в море, пользуясь плохой погодой. Испанцы стали возражать, их поддержал капитан Приньи, начштаба Вильнева. Магон пришел в ярость, обвинив их в трусости. (Наполеон как-то сказал: "Англия сильно присмиреет, когда узнает, что во Франции есть 2-3 адмирала, желающих умереть. Магон был именно таким, он погиб при Трафальгаре, но что это дало?). Алькало Галиано (лучший испанский капитан) схватился за шпагу. Гравина попытался их успокоить: "Нельзя идти в море, когда барометр падает". Вильнев насмешливо заметил: "Это честь у кого-то падает". Гравина побледнел, но промолчал. Все же решили большинством голосов пока что остаться. Лишь 19-го на рассвете стали готовиться к выходу. Неумелые экипажи провозились весь день, и этот день в итоге был потерян, но Вильнев настоял на выходе (Розили был уже недалеко от Кадиса). У входа в гавань были 3 английских фрегата... На рассвете 21-го Нельсон постепенно нагонял союзников, до их концевых кораблей оставалось 9 (или 12) миль. Историки считают, что Вильнев с лучшими кораблями (от половины до двух третей или даже больше) мог уйти от погони. Пожалуй, это было бы верным решением - сохранить, хоть что-то. В крайнем случае, можно было добраться до Картахены, а потом зимой в шторма - в Тулон. Так, зимой 1808 г. Рошфорская эскадра Алл,емана пришла в Тулон. Но Вильнев, издерганный постоянными упреками в нерешительности, почти трусости, похоже решился на сражение. Как-никак, он был из аристократов, понятие чести имело для него очень большое значение. Ну. и это было не так просто, взять и бросить свой арьергард, имея численное преимущество, хоть и на бумаге. Когда Галиано увидел сигнал Вильнева о повороте, он в ярости бросил свою треуголку на палубу.

При Трафальгаре, даже на Victory, экипаж которого подбирал сам Нельсон, из 815 моряков был 71 иностранец (в т.ч. и французы).
Вот состав экипажа ЛК Implacable 74 в 1808 г., который считался очеь однородным:
англичан - 285
ирландцев - 130
валлийцев (из Уэлса) - 25
о. Мэн - 6
шотландцев - 29
Шетландские о-ва - 3
Оркнейские о-ва - 2
Гернси - 2
канадцы - 1
с Ямайки - 1
Тринидад - 1
Санто-Доминго - 2
Сент-Китс - 1
Мартиника - 1
Санта Крус - 1
Бермуды - 1
шведы - 8
датчане - 7
русские - 8
голландцы - 1
немцы - 3
корсиканцы - 1
португальцы - 5
сицилийцы - 1
с о. Менорка - 1
рагузинцы - 1
бразильцы - 1
испанцы - 2
с о. Мадейра - 1
американцы - 28
Вест-Индия - 2
бенгальцы - 2
Итого 563 матроса 23 наций.

К сожалению, беспристрастных источников по Трафальгару не бывает. Жаль, конечно, что Мэхен и Коломб и иже с ними почти не используют испанские источники. Правда, одна из причин - то, что их тогда практически не было, они появились позднее. Мэхен все же использует работу испанца Марлиани о Трафальгаре. Французские источники используются ими весьма широко.

Но это хорошо, что работы преимущественно англоязычные, они все же наименее тенденциозны. Уже французские (и шведские) достаточно пристрастны и хвастливы. Испанские же, к сожалению, нередко просто лживы. Это касается и Тулонского сражения в 1744 г. Что же было в итоге? Союзники в панике бежали, готовые бросить поврежденные Real Felipe и Hercules, испанцы уерылись в Картахене (где не было доков), к 1750 г. все их корабли - участники Тулонского сражения сгнили и пошли на слом. Французы после сражения разделили свой флот на отряды для крейсерской войны, к 1748 г. большая их часть была потеряна или пришла в негодность. Союзники смогли спастись из-за несогласованных действий англичан и распрях между их адмиралами. При этом испанцы преуменьшили свои потери (до 616), в действительности, они потеряли не менее 1000, не считая французов. И - преувеличение потерь англичан, будто - 800. Но если сложить все потери по англ. кораблям, получается только 233.

Имеется интересный образчик - испанский отчет о Трафальгаре 1805 г. - у англичан будто было 35 ЛК (а не 27), из них они потеряли 10 ! (в т.ч. и Victory, и Royal Sovereign), еще 9 оказались негодными, они потеряли 5074 убитыми, 2064 утонувшими, 3333 ранеными (хоть пленных нет), хотя все потери англичан - уб. и ран. - 1700.

О состоянии французского флота во время и после Французской революции изложено у Мэхена на основе работ фр. историков Труда и Герэна. К этому можно добавить отсутствие внимания, недостаток средств, плохую организацию флота в связи с континентальной войной, в частности. Например, перед началом кампании 1795 г. адм. Мартен докладывал, что из требуемых 12000 чел. для Тулонской эскадры имелось всего 7500, ему добавили 2400 солдат. В итоге, не считая 1300 морских и сухопутных офицеров и унтер-офицеров и прочих «мэтров» (чиновники, комиссары Конвента и пр.), у Мартена на 15 ЛК, 7 ФР, 15 КОРВ и т.п. было всего 2300 «настоящих» матросов», остальные же выходили в море впервые. В этом случае, самый лучший адмирал имел под своим командованием корабли с такими экипажами и под командованием капитанов – вчерашних шкиперов торговых судов и просто матросов и боцманов. Когда читаешь описание боев 1790-х гг, обращает на себя внимание постоянное неисполнение фр. капитанами обычно дельных приказов их адмиралов (по причине невозможности их исполнить с таким экипажами).
И еще. В январе 1805 г. Вильнев вышел в море с 11 ЛК, из-за штормов вернулся, вновь пошел в апреле. К этому времени он получил новый ЛК Плутон, но для его укомплектования ему пришлось снять экипаж с Аннибала (англ. приза), Император оказался неспособным даже на такую мелочь, весьма важную для данного предприятия. Но и в этом случае у Вильнева был некомплект моряков.
Прибыв в Виго из Вест-Индии, Вильнев писал Декрэ, что он превратил ЛК Эгль в госпитальный для 800 больных, еще 400 свезены на берег. 11 августа 1805 г., отправляясь из Ферроля, Вильнев рапортует Наполеону, что у него некомплект в 2060 чел. (1731 – в госпиталях, 311 – дезертировали). Но и при этом на кораблях оставалось много больных – на Алжезирасе – 114, на Ашилле – 75 и т.д.

Что касается испанского флота, то в 1787 г. ему требовалось 89350 моряков, но в реестроевые списки было внесено всего 13147, из них только 5800 имели опыт плавания на морях, остальные были рыбаки и мелкие прибрежные перевозчики.

В отличие от полководца, сидящего за своей сражающейся армией на коне или барабане, имеющего хорошее представление о текущих событиях и могущего отдавать соответствующие приказы, решительный флотоводец, предпринимая нестандартную атаку, как Нельсон при Трафальгаре или Родней при Доминике (и в ряде других случаев) и увлекая личным примером свои остальные корабли, быстро теряет возможность руководить боем сигналами, и теперь все зависит от инициативы, умения, смекалки, решительности и боевой выучки его капитанов и экипажей.

Tags: Ройал Неви, испанской флот, французский флот
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • Их нравы

    Вы же не забыли о нелепой смерти Джеймса Фитцмориса? Проблема ирландской истории в том, что там каждый источник дает свой взгляд на событие, и…

  • Для чего нужны займы

    Тут недавно вопрос в фейсбуке задали - нет, понятно, что все эти греческие, аргентинские, чилийские революционеры были босяками, и деньги им были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • Их нравы

    Вы же не забыли о нелепой смерти Джеймса Фитцмориса? Проблема ирландской истории в том, что там каждый источник дает свой взгляд на событие, и…

  • Для чего нужны займы

    Тут недавно вопрос в фейсбуке задали - нет, понятно, что все эти греческие, аргентинские, чилийские революционеры были босяками, и деньги им были…