George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

«Сто дней» - 2

Поскольку читать во френд-ленте второй день подряд просто нечего, продолжим..))))



        Перед тем как мы с вами собственно перейдем к фактуре, хотелось бы поговорить вот еще на какую тему. Меня все время занимал вопрос – а почему, собственно, Наполеон бежал с Эльбы? Почему он решил поставить еще раз в своей жизни все на кон?

В американском журнале „The Centurу Mаgаzinе" (март 1893 года), помещен дневник адмирала Ушера (Thomаs Ussher, p. 1779 г. ум. 1848 г.), сопровождавшего в 1814 году Наполеона на остров Эльбу. Так вот, там раскрывается не только характер Наполеона в простом, обыденном общении, но и приводятся очень интересные факты из политики и экономики. Но обо всем по порядку.

Скорее всего, желание императора «отойти от дел» было изначально совершенно искренним. Отплывая, он прямо заявил: «Эльба будет островом покоя. Я буду здесь жить, как мировой судья… Император умер; я — ничто, и ни о чем больше не думаю, кроме моего маленького острова; ничто не занимает меня, кроме моего семейства, моего домика, моих коров да мулов.» Впрочем, те, кто всерьез занимаются наполеоникой, знают, что верить этому трансформатору на слово – не уважать себя. У императора был всегда прав и безгрешен только он сам, он и сам в это верил. Соответственно, ложь он всерьез считал только своей прерогативой.

Бонапарт отказался иди на Эльбу на французских кораблях – а за ним ведь специально были присланы французский фрегат «Drуаde» и корвет «Victorieuse», он же предпочел английский «Undaunted» Ушера.

В пути кэптен и свергнутый император разговорились про военно-морское строительство. Хоть и офф-топ,но очень интересно. Дадим слово Ушеру: «Наполеон сказал, что обладает тем, что было бы неоценимо для Англии, и говорил о сильных и слабых пунктах империи. На несколько замечаний, сделанных на этот счет, он прибавил: «Франция ничто без Антверпена, потому что, в случае блокады Бреста и Тулона, в нем можно соорудить новый флот, привезя лес из Польши». Он никогда не согласится отдать его, так как при коронации клялся не допускать уменьшения Франции. Он приказал измерить глубину и тщательно исследовать течение Эльбы, и нашел, что она так же, как Шельда, допускает устройство большой кораблестроительной верфи близ Гамбурга.

Он рассказал мне, что его планы относительно флота были гигантские. Он хотел иметь 300 линейных кораблей. Я заметил, что ему невозможно было бы набрать экипажи для стольких судов. Он возразил, что конскрипция и вербование иностранцев, которые стекались бы изо всей Европы, дали бы ему достаточно людей; что Зюдерзее особенно пригодно для обучения матросов-новобранцев. Когда я выразил некоторое сомнение на счет достоинства таких рекрутов-моряков, он сказал, что я ошибаюсь, и спросил моего мнения о тулонском флоте, действия которого в виду нашего флота мне случалось часто наблюдать. Он просил меня откровенно высказать, как я нахожу его.

Новобранцы были обучаемы и упражнялись два года на шкунах и судах малого размера, и лучшие флотские офицеры назначались для командования ими. Они были постоянно в море – то, чтоб защищать береговую торговлю, то для практики. Он не рассчитывал, что они станут, вследствие этого, первоклассными моряками, но собирался послать эту эскадру в Восточную и Западную Индию, не для того, чтоб атаковать колонии, но чтоб усовершенствовать матросов и, в то же время, мешать британской торговле. Он рассчитывал, что потеряет при этом несколько кораблей, но он мог пожертвовать ими, так как они дорого обошлись бы неприятелю.» Полностью это можно прочитать здесь: http://adjudant.ru/lib/nap_elba1.htm

Но вернемся к нашему рассказу. Итак, если верить императору, Наполеон прибыл на Эльбу с желанием более прекратить все войны и заняться мирной жизнью мелкого царька большой сельхозкоммуны. И в принципе это подтверждают его действия. Прежде всего он начал свою деятельность с прокладки в Порто-Феррайо нормального водопровода и колонизации под сельхозугодья и разведение тутового шелкопряда маленького необитаемого островка Пианоза.

Что же или кто же сумел всего 9 месяцев так переломить его настроения? Как ни странно, это были ни англичане, ни русские, ни даже австрияки или пруссаки. Это были старые знакомые – Людовик XVIII и граф д’Артуа. Как правильно сказали про Бурбонов – «они ничего не забыли и ничему не научились».

Точно также, как и на Украине сейчас, пришедшие к власти (только не за счет Майдана, а на вражеских штыках) не нашли ничего лучше, чем развязать «Белый террор» (Terreur blanche), уничтожая, в том числе и физически, своих политических оппонентов. Над страной завис дамоклов меч реституции – Франция уже 23 года (о, какое это магическое число. Ну вы, я надеюсь, понимаете, да?) жила по другим законам, церковные и дворянские земли были давно разделены, распроданы и перепроданы, и вот теперь от новых хозяев со страхом ждали нового передела. В этой ситуации даже вполне умеренные французы уже к концу 1814 года стали рьяными бонапартистами. И Наполеон, даже на Эльбе обладавший отличной разведкой, знал это по ежедневным оперсводкам.

Но и это еще не все. Вполне осознавая шаткость своего теперешнего положения, на Венском Конгрессе французская делегация начала настаивать на смене «места жительства гражданина-императора» - предлагалось переместить его на остров Св. Елены, затерянный в середине Атлантического океана. И эта информация тоже дошла до Бонапарта.

Скорее всего она и была решающей. Обсуждение по Св. Елене происходит на Венском конгрессе в декабре, прямо перед Рождеством, а 25 февраля 1815 года, в ненастную погоду, от Порто-Феррайо отплыли торговый бриг «LInconstant», перекрашенный в английские цвета, с английским же флагом, и пять маленьких шхун, на которых находились 1100 штыков, и сам император.

Посмотрим на карту, чтобы было понятнее:

Английские корабли крейсировали между островами Каприса и Пианоса, перекрывая императору возможный путь на запад. Французы – между островами Монте-Кристо (ах, Дюма, Дюма) и Тосканским побережьем. Бонапарт, чтобы прорвать блокады, взял курс на Ливорно. И вот, в 5 лигах от порта он наткнулся на французский 28-пушечный корвет «Zephyr» под командованием капитана де корвет Андрие. Это был момент истины. Мы понимаем, что шхуны и бриг были переполнены, 1100 человек на пяти малых судах разместить очень тяжело. Тем не менее, императора убрали с палубы, гренадеры накинули на плечи смоляные робы и развели на палубах большой дым, создав видимость, что коптят рыбу. Подошедший Андрие в рупор поинтересовался, что за отряд судов, откуда и куда следует. Ему ответили, что идут из Порто-Феррайо в Ливорно с грузом рыбы. Спросив про здоровье императора, и получив ответ, что Наполеоном все отлично, Андрие не стал досматривать суда и ушел в сторону.

После того, как корвет ушел, на палубу вышел немного помятый Буонапарте и спросил, чей корабль. Когда ответили, что он французский – Бонни чуть не начал рвать на себе волосы. Он попросил штурмана еще раз сверить курс, и оказалось, что половину суток корабли идут не в Ливорно, а на юго-запад, к побережью Африки!!!! И вполне логично, что именно в южной зоне ответственности, они встретили именно французский корабль.

Сразу же внесли поправку в курс кораблей, прошли между Корсикой и Сардинией, и 1 марта 1815 года, миновав западнее британские кордоны, высадились в заливе Жуан.

Залив Жуан

Бонапарт высадился в заливе Жуан:

Ну а далее мы все помним, благо Бабченки и Киселевы нам не дают забыть о второй древнейшей профессии, после проституции:

1 марта: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан».

7 марта: «Людоед идет к Грассу».

11 марта: «Узурпатор вошел в Гренобль».

17 марта: «Бонапарт занял Лион».

19 марта: «Наполеон приближается к Фонтенебло».

20 марта: «Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже».


          За сим, To be continued….….
Tags: Сто дней
Subscribe

  • Хроники английского Кавказа, часть 31

    Прибывший в Дублин Перрот не сильно торопился приступать к исполнению своих обязанностей — по городу даже поползли слухи, что сэр Джон при одном виде…

  • Экспедиция Лестера - 1

    Ну а на Варспоте начался еще один мини-сериал из пяти частей, который я давным давно обещал, когда мы с вами еще разговаривали в Клубе Дюма. Речь об…

  • Хроники английского Кавказа, части 29 и 30

    Несмотря на богатое разнообразие имеющихся в распоряжении Филиппа II планов Большого десанта, можно констатировать, что ни один из этих планов в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Хроники английского Кавказа, часть 31

    Прибывший в Дублин Перрот не сильно торопился приступать к исполнению своих обязанностей — по городу даже поползли слухи, что сэр Джон при одном виде…

  • Экспедиция Лестера - 1

    Ну а на Варспоте начался еще один мини-сериал из пяти частей, который я давным давно обещал, когда мы с вами еще разговаривали в Клубе Дюма. Речь об…

  • Хроники английского Кавказа, части 29 и 30

    Несмотря на богатое разнообразие имеющихся в распоряжении Филиппа II планов Большого десанта, можно констатировать, что ни один из этих планов в…