George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Финалочка

У читателя к концу книги возникнет закономерный вопрос – а как повлияла «Нулевая война» на военно-морское дело. Тем более неожиданным будет ответ – да почти никак. Ответ этот парадоксален только на первый взгляд. И обусловлен он несколькими причинами.

Причина первая. Масштаб морских сражений англо-американской войны был просто несопоставим с противостоянием на море Англии и Франции с период с 1793 по 1815 годы. Гораздо больше лордов Адмиралтейства интересовало, чтобы французский флот более не возрождался. Согласно соглашению от 30 мая 1814 года французы уничтожали 9 линейных кораблей, находящихся в строю, и 17 кораблей на стапелях. Кроме того, были уничтожены все корабли, строящиеся в Венеции, Генуе, Санс-Парейле и Антверпене. Всего французы лишились 37 линкоров. Марин Франсез был ограничен 15 линкорами и 20 фрегатами, британцы более не хотели испытывать судьбу в морском поединке с Францией.

Что касается США, Их Лордства всерьез считали, что количество американских фрегатов не столь важно – будет их четыре, или, не дай бог, восемь, это все равно гораздо меньше, чем штат Роял Неви даже в мирное время. Кроме того, американское кораблестроение с 1815 по 1830 годы откровенно стагнировало, культура строительства утрачивалась, технические новинки почти не применялись. Это позволило чуть позже Эдгару Алану По вложит в уста своих персонажей следующий диалог:

«- Говорят, у вас совсем нет древностей?

- Неправда, а как же наш флот?»

Американские линкоры и фрегаты обладали прекрасной скоростью, но и только.

Причина вторая. После окончания Наполеоновских войн ушло в прошлое и противостояние больших флотов. Если раньше 20, 50, а то и 100 кораблей собирались вместе, выстраивались в линию, с дрались с неприятельскими 20, 50 или 100 кораблями, то начиная с 1815 года штаты флотов начинают неуклонно снижаться. Тот же Российский Балтийский флот в 1815 году должен был иметь 27 линейных кораблей, 26 фрегатов и 189 судов гребного флота; а черноморский — 21 линейный корабль, 8 фрегатов и 140 судов гребного флота. К 1830-му штаты снижены до 23 кораблей и 26 фрегатов на Балтике, и 14 кораблей и 16 фрегатов на Черном море. И это была мировая тенденция. У Англии более никто не пытался оспорить господство на море.

Соответственно на повестку дня вышла потребность в совершенно иных кораблях. Эти корабли вряд ли сошлись бы между собой в линейном бою, на них теперь падали функции охраны колоний, борьбы с пиратами и каперами, нарушение чужой торговли. Естественно, немного линкоров, имеющих большое количество пушек и приспособленных к бою в линии, оставляли себе все страны, ведь и на старуху бывает поруха. Если нельзя соревноваться на море с Англией, то с какой-нибудь Данией или Турцией такой вариант не исключен. Но остальная часть корабельного должна была выполнять совершенно другие задачи. Так появились 50-пушечные фрегаты с 24- или 32-фунтовыми пушками. Здесь просматривается развитие идей Хамфриса, и это действительно были маленькие линкоры, а не большие фрегаты. Но строительство большого количества таких посудин требует удешевления их постройки. Поэтому у высоких мачтах забыли, материалы для строительства брали стандартного качества, длину корпуса ограничили 48-50 метрами (против 53 у хамфрисовских «слонов»), кроме того, чтобы избежать эффекта банана, стали усиливать киль сеппингсовским набором. Таким образом, 50-пушечные фрегаты стали реинкарнацией кораблей IV ранга применительно к новым условиям.

Причина третья. Технический прогресс. Начиная с 20-х годов XIX века паровые машины находили большое применение как промышленности, так и на море. Уже в 1806 году Роберт Фултон построил парусно-колесный пароход «Клермон», который поддерживал сообщение между Нью-Йорком и Олбани. В 1819 году пароход «Саванна» впервые пересек Атлантику. Ну а в 1830-х уже появились парусно-колесные фрегаты, которые поддерживали скорость 10-11 узлов и совершенно не зависели от направления ветра. К 40-м годам появились и фрегаты подобного плана. Таким образом, кораблестроительная мысль пошла не в направлении улучшения хамфрисовских «слонов», а по принципиально другому пути.

Ну а в 1822 году появились бомбические орудия, которые стреляли разрывными зажигательными ядрами. Бомбы представляли собой полые чугунные оболочки, заполненные чёрным порохом. Они имели дистанционный взрыватель в виде деревянного, позднее — медного, со специальной огнепроводной вставкой, запала. Разрыв бомбы тяжёлого бомбического орудия в борту деревянного корабля делал брешь площадью более квадратного метра, поэтому на дистанциях 500—1000 м деревянный корабль мог быть потоплен 20—25 выстрелами бомбических пушек — то есть, одним удачным залпом крупного фрегата или линейного корабля. Это нововведение рано или поздно должно было поставить крест на деревянном кораблестроении.

Резюмируя, мы можем сказать, что американский опыт оказался невостребованным из-за совокупности факторов как технического, так и экономического характера.

В следующий раз американский флот произвел фурор только в 1862 году, когда у Хэмптон Роудс вылезла чадящая металлическая кастрюля с пушками, которая дала начало эпохе самоходных броненосцев. Но это уже совсем другая история.

Tags: Ройал Неви, американский флот
Subscribe

  • Про Русский флот-2

    Ну а теперь пробежимся по 19-20 веку на предмет - а можно ли чем-то гордиться. Итак, 1806-1807 годы - экспедиция Сенявина. Блокада Турции со стороны…

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…

  • С днем ВМФ!

    Вот нравится мне, как написано. Просто и со вкусом. Суть всех военно-морских сил - в их военном характере. Фактически, смысл существования…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Про Русский флот-2

    Ну а теперь пробежимся по 19-20 веку на предмет - а можно ли чем-то гордиться. Итак, 1806-1807 годы - экспедиция Сенявина. Блокада Турции со стороны…

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…

  • С днем ВМФ!

    Вот нравится мне, как написано. Просто и со вкусом. Суть всех военно-морских сил - в их военном характере. Фактически, смысл существования…