George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Небольшая ода товарищу Мэхэну

Американцы, стараясь переломить ситуацию, в 1814 году инициировали большую кораблестроительную программу. Были заложены 106-пушечный «Чиппева» в Нью-Йорке, 90-пушечный «Индепенденс» в Бостоне, 74-пушечный «Вашингтон» в Портсмуте, а чуть позже и однотипный с ним «Франклин» в Филадельфии. Кроме того, был заложен еще один 44-пушечный фрегат «Коламбия» в Вашингтоне. Но вооружить и ввести в строй их до конца войны не успели. Вообще симптоматично, что на втором этапе «Нулевой войны» американцы отринули саму мысль о хамфрисовских «слонах», и начали строить нормальные, сильные корабли, способные побороться с английскими за обладание морем. Не является ли это лучшим доказательством ошибочности концепции Хамфриса? Да, его детища пригодились, и сыграли если не решающую, то очень значительную роль в войне 1812-1815 годов, в отличие от их французских одноклассников. Все-таки с умелыми и подготовленными командами 44-пушечники оказались крепким орешком. Но речь не об использовании удачного момента, речь о концепции. По сути, «слоны» оказались кораблями «первого удара», способными эффективно действовать только тогда, когда у противника еще организационный бардак, пока силы его не стянуты к портам, где базируются супер-фрегаты. Сразу после того, как враг разобрался с организацией, прикрыл конвои, организовал поисково-ударные группы, вся эффективность 44-пушечников резко сошла на «нет». Потребовались корабли, способные вести борьбу за господство на море в линейном бою, или предназначенные для сражения с вражескими линкорами, а не для погонь за беззащитными купцами. Еще раз подчеркнем, что для рейдера,даже такого вооруженного, как американские супер-фрегаты, военные корабли противника являлись лишь досадной помехой, злом, столкновения с которым по возможности старались избежать. Все-таки законы, позже выведенные Альфредом Тайером-Мэхэном, никуда не делись и в 1812-1815 годах, рано или поздно любая крейсерская война перерастает в столкновение линейных флотов. По кораблестроительной программе американцев в 1814-м это видно прекрасно. Однако меры эти оказались несвоевременными, характеризовались фразой: «слишком поздно, и слишком мало».

Tags: американский флот, капер, корсар
Subscribe

  • Про попилы в странах "загнивающей демократии"

    Народ, я вообще с недоумением воспринимаю последнее время все эти выкрики из зала, что любые планы или аналитические разборы в Пентагоне или ЦРУ -…

  • Приз для проигравших

    Доклад 1985 года. Русские начинают и выигрывают. Просто слайды. А вот - как вам характеристика?)) Ну и достойный финал)) Смех смехом, но…

  • Просто цитата

    Из книги William Howard Roberts "The American Navy 1865-1882": "Процесс сокращения Юнионистского флота начался еще до поражения Конфедерации. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments

  • Про попилы в странах "загнивающей демократии"

    Народ, я вообще с недоумением воспринимаю последнее время все эти выкрики из зала, что любые планы или аналитические разборы в Пентагоне или ЦРУ -…

  • Приз для проигравших

    Доклад 1985 года. Русские начинают и выигрывают. Просто слайды. А вот - как вам характеристика?)) Ну и достойный финал)) Смех смехом, но…

  • Просто цитата

    Из книги William Howard Roberts "The American Navy 1865-1882": "Процесс сокращения Юнионистского флота начался еще до поражения Конфедерации. В…