George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Из не вошедшего в книгу

2 февраля 1814 года недалеко от Мадейры произошло сражение «быстрого» 58-пушечного линкора «Маджестик» с французскими 40-пушечными 18-фунтовыми фрегатами «Терпсихор» и «Аталанте», которые чуть ранее захватили богатое испанское судно «Сан-Хуан де Батиста» с 600 тысячами песо на борту. Стоит сказать, что «Маджестик» вышел из Галифакса наскоро залатанным, и ринулся на поиски американского 44-пушечника «Конститьюшн». Последний сумел улизнуть из Бостона, пользуясь ситуацией, сложившейся после шторма 12 ноября 1813 года, когда большое количество английских кораблей было повреждено и находилось в ремонте. 44-пушечник вышел вместе со шлюпом «Уосп», и ночью, покинув с потушенными топовыми огнями своего спутника, смог оторваться от погони и взять курс на Вест-Индию. Командир «Маджестика» рассудил здраво – лучше синица в руках, чем журавль в небе, и погнался за «Уоспом». И вот, 2 февраля 1814 года в 20.00 востоке были обнаружены еще какие-то паруса. 3 февраля, в 7 утра, сблизившись, кэптен Хэйвз (Haves) понял – это были типичные французские фрегаты. Сразу же был отдан приказ начать погоню. Французы подняли все паруса и пытались сбежать. В 10.00 «Маджестик» нагнал следующий концевым «Терпсихор» и открыл огонь. Поняв, что от боя не отвертеться, французские капитаны приняли логичное решение – атаковать английский линкор с двух бортов, но Хэйвз переманеврировал их – в последний момент «Маджестик» взял круче к ветру и подошел к левому борту «Терпсихор», дав пару залпов. Французы сразу же отказались от боя и бросились в бегство. Ветер посвежел, и это позволило «Терпсихор» и «Аталанте» немного оторваться от британского корабля, но к 15.00 «Маджестик» поставил лиселя и давал уже 10 узлов против 9 узлов у французских фрегатов. Крупные 32-фунтовки британца даже на дальности в 600-400 метров начали крушить слабые борта концевого фрегата, к 16.45 «Терпсихор» получил тяжелейшие повреждения, но «Аталанте» и торговое судно уходили. Хейвз решил сосредоточиться на подранке, боясь, что до заката не сможет нагнать беглецов, и в результате упустит все три корабля. В 17.00 капитан Франсуа-Дезире Бретон вручил Хейвзу свою шпагу. Французский фрегат оказался сильно поврежденным, и еле доковылял до Кадиса, где встал на длительный ремонт. Позже он был принят на службу в Роял Неви и переименован в «Модест». Потери французов составили 3 человек убитыми, 6 - раненными, у англичан потерь не было вообще[1]. От больших жертв французов спасла довольно большая дистанция боя (400-800 метров) и то, что англичане били в основном в борта.

В английских исследованиях раза разом говорится о трусости французских капитанов, которые, якобы, сообща могли бы атаковать и захватить «Маджестик», но эту мысль сложно признать здравой. Скорее здесь проскакивает сожаление, что упустили еще один вражеский фрегат и испанское судно, забитое под завязку серебром на 600 тысяч песо.

Попробуем пояснить. 32-фунтовое ядро массой 14.5 кг без проблем проламывало семидюймовые борта французских фрегатов как на дальних, так и на ближних дистанциях. Что касается стандартных британских 74-пушечников – толщина борта их в районе гон-дека традиционно делалась равной 24 дюймам (60 см), а на баке и квартердеке истончалась до 8 дюймов (19 см). Поскольку надстройки на «Маждестике» были срезаны – толщина его бортов варьировалась от 24 до 19 дюймов (60-48 см), таким образом, 18–фунтовые ядра французов имели шансы пробить борт англичанина только на дистанциях, меньше пистолетной, да и то – при благоприятных обстоятельствах. Бортовой залп англичанина весил 1078 фунтов, а совокупный вес бортового залпа двух французских фрегатов и захваченного ими 20-пушечного испанского шлюпа – 960 фунтов, то есть англичане на голову превосходили противника по выбрасываемой массе металла в единицу времени.

Не лучше обстояло дело и со скоростью. «Маджестик» давал до 12 узлов в бакштаг, в этом конкретном бою он развил скорость в 10 узлов, тогда как французы, только что вышедшие из Ла-Рошели, с чистым днищем, обшитым медью, более 8-9 узлов выжать так и не смогли. То есть британский «быстрый линкор» с самого начала и до конца контролировал дистанцию и ход боя. С учетом вышесказанного понятно, что на абордаж «Терпсихор» и «Аталанте» взять «Маджестик» тоже не могли – он просто не дал бы им этого сделать. Так что капитан «Аталанте» поступил правильно. Поддержи он «Терпсихор» в бою – французы бы просто потеряли два фрегата, а не один.

Этот пример еще раз показывает – линкорное «бронирование» и вооружение являлись определяющими при встрече с фрегатами. Скорость также являлась немаловажным фактором, но во времена парусов это был еще нестабильный параметр, который зависел от ветра, чистоты днища, опытности экипажа, состояния такелажа и рангоута и многих других факторов. По сути же «срезанные» линкоры были развитием идеи «супер-фрегатов» и при возросшей скорости имели еще больший вес бортового залпа и усиленное «бронирование». Следующий шаг (увеличение парусности, высоты мачт и использование более острых обводов корпуса на стандартных 74-пушечниках с тяжелым вооружением) был сделан чуть позже.




[1] Описание дается по W. James «Naval history of Great Britain», vol. IV – London, 1837. Страницы 279-282.

Tags: Ройал Неви, французский флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Хроники английского Кавказа, часть 7

    Пусть и не сразу, но Стакли и Фитцмориц убедили Его Святейшество поспособствовать организации военной экспедиции на Остров. Понтифик согласился с…

  • Хроники английского Кавказа, часть 6

    В 1567 году лорд-заместитель Ирландии Генри Сидней совершил небольшой вояж по Манстеру и Коннахту, чтобы “лучше узнать эту страну”. Эта поездка…

  • "Игра престолов", говорите?)

    В Ленстере война за наследство шла между разными ветвями О’Конноров. Там Тейг МакГилпатрик схлестнулся с Конором МакКормаком, опять вмешались…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • Хроники английского Кавказа, часть 7

    Пусть и не сразу, но Стакли и Фитцмориц убедили Его Святейшество поспособствовать организации военной экспедиции на Остров. Понтифик согласился с…

  • Хроники английского Кавказа, часть 6

    В 1567 году лорд-заместитель Ирландии Генри Сидней совершил небольшой вояж по Манстеру и Коннахту, чтобы “лучше узнать эту страну”. Эта поездка…

  • "Игра престолов", говорите?)

    В Ленстере война за наследство шла между разными ветвями О’Конноров. Там Тейг МакГилпатрик схлестнулся с Конором МакКормаком, опять вмешались…