George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Действия флотов в Вест-Индии в 1702-1711 г.г.

Корсары у берегов Америки.

В этой войне ценность атлантических коммуникаций для Франции и Испании возросла несоизмеримо. Дело в том, что для Людовика и Филлипа серебряные шахты Вест-Индии были источником жизни, но все добытое там серебро требовалось им в Европе. Это, в свою очередь вынуждало, французов раз за разом отряжать значительные силы в Америку для охраны караванов. Надо сказать, что они с этой задачей справились - из 335 испанских и французских судов, плававших в Америку и обратно в 1700-1715 годах, был потерян только 91 корабль, но при этом захваченных и потопленных в боях было всего 39.

 

Мы оставили соединение Дю Касса после боя у Санта-Марты. Француз доставил солдат в Картахену и находился там до мая 1703 года. В это же время к Вест-Индии подошли английские эскадры кэптена Уолкера из 6 кораблей и 12 транспортов с 4000 гренадерами (4 полка), а так же вице-адмирала Грэйдона в составе 3 линкоров. Уолкер[1], вышедший из Лиссабона еще 7 июня 1702 года, был снесен противными ветрами к островам Зеленого мыса и прибыл на Барбадос только в январе 1703 года, где к нему присоединились «Эдгар», «Сандерленд» и «Эдвайс» с войсками и припасами. Грэйдон с «Резолюшн», «Блэкуолл» и «Ширнесс», при поддержке «Монтагью» и «Нонсач», которые сопровождали караван на 50 лиг от побережья Испании, появился в гавани Порт-Ройала в апреле. По пути англичане встретили соединение Дю Касса, возвращавшегося во Францию. «Монтагью» атаковал французов, но Грэйдон не поддержал бой, поскольку очень спешил в Вест-Индию. В случае же сражения исход был очевиден – соединение Дю Касса было гораздо слабее 5 кораблей англичан, да к тому же линкоры француза имели обросшие днища.

Еще до прибытия обеих эскадр, в феврале 1703 года исполняющий обязанности контр-адмирала Уэтстон 5 недель без успеха ловил французских корсаров у Эспаньолы, затем вернулся на Ямайку. Прибывший Уолкер 18.февраля 1703 года подошел к Антигуа, доставил гарнизону порох, а в конце февраля отплыл к Гваделупе, где бомбардировал укрепления, и высадил десант из 400 моряков.  Французы отступили в форт, держались там до 2 апреля, затем взорвали крепость и ушли. Англичане все сожгли на острове, но французы перебросили с Мартиники 900 солдат и атаковали десант. Поскольку стоянка на Гваделупе была признана очень неудобной, англичане забрали войска на корабли и 8 мая подошли к островам Монтсеррат и Невис. Потери британцев составили: убитыми – 9 офицеров и 72 солдата, ранеными – 18 офицеров и 211 солдат. Кроме того, от болезней умерло еще 9 офицеров и 154 солдата, а 12 попали в плен.

23 мая Грэйдон соединился с отрядом Уолкера у Невиса и силы увеличились до 13 линкоров. На этот момент эскадра Уолкера представляла собой жалкое зрелище – половина экипажей была больна, закончилась провизия и боеприпасы. Распределив запасы корабли пошли к Ямайке, куда прибыли только в начале июня. Оставив в гавани «Норвич», «Экспиримент» и «Сихорс», отплыли в район Ньюфаундленда, где решили захватить французский городок Плацентия.

Английские корабли на тот момент находились в ужасном состоянии, что послужило поводом для споров и откровенной ругани между Уолкером и Грэйдоном, Около берегов Ньюфаундленда в густом тумане отряд разбросало по морю, собраться смогли лишь 22 августа в Сент-Джоне, где наконец-таки пополнили запасы провизии и воды. Начался период штормов, даже на якорной стоянке многие корабли были повреждены, к примеру – «Дифенс» потерял грот-мачту.

23 августа собрали военный совет, на котором решили, что время для атаки Плацентии потеряно, поэтому надо идти домой, на «зимние квартиры». Часть кораблей прибыла в Даунс, еще часть – сопроводила торговые суда до берегов Португалии, а остальные эскортировали войсковые транспорта с остатками 4-х полков к Ирландии. Экспедиция оказалась безрезультатной.

Примерно в это же время, но у побережья Канады, довольно удачно действовала эскадра контр-адмирала Лика. Еще 24 июня 1702 года Лик получил приказ идти к Ньюфаундленду. 18 июля он вышел из Портсмута с «Эксетер» (флагман), «Мидуэй», «Монтагью», «Личфилд», «Ассистенс», «Ло» и флейтом «Чарльз Галлей», а так же с караваном из торговых судов. 27 августа он прибыл на Ньюфаундленд, где отослал часть сил с купцами на Барбадос. Сам же адмирал с 3 кораблями отправился в крейсерство к мысу Сен-Пьер. 4 сентября у реки Святого Лаврентия к нему присоединились еще 2 линкора, «Чарльз Галлей» и брандер «Файрбрэнд». Лик, не в пример Уолкеру или Грэйдону, действовал очень активно, захватил 29 французских судов, а 22 транспорта сжег. 11 октября отряд вернулся в Англию с большой добычей.

В 1705 году в Карибское море отрядили эскадру французского капитана Ибервилля с «Жюст» (70 орудий), «Принс» (60), «Фени» (60), «Ковентри» (50), «Эгль» (40) и «Сфэ» (36). Весной 1706 года он прибыл на Мартинику. В это же время между островами Сент-Китс  и Невис крейсировал капитан Шавиньяк с 4 кораблями и 2 фрегатами[2]. В мае он соединился с Ибервиллем на Мартинике.

В 1705 году у острова Святой Елены (в Атлантике, будущее место ссылки Наполеона) шедший из Франции в Вест-Индию Дезожье столкнулся с кораблями голландской Ост-Индской компании – 54-пушечным «Хохштедт» и 50-пушечным «Ассендельфт». Пользуясь значительным перевесом в силах француз атаковал и захватил эти ценные призы, забитые индийским шелком и золотом. Капитан д’Эйр на 70-пушечном «Эрье» и 60-пушечном «Меркюр» после жаркого боя взял на абордаж суда английской ост-индской компании – 26-пушечный «Куин» и 20-пушечный «Дувр» с золотом на 4 миллиона ливров (2 тонны слитков). Оба боя произошли в один и тот же день на расстоянии 15 миль друг от друга. Оба французских капитана, очень довольные, пошли обратно во Францию.нулся с кораблями голландской Ост-Индской компании - все добытое там серебро требовалось

В это же время английский контр-адмирал Уэтстон пошел в Вест-Индию с 7 кораблями. 6 июля из Бриджтауна он направился на поиски французов, уже 13-го подплыл к стенам Картахены, но недалеко от Санта-Марты 50-пушечный «Бристоль» сел на мель. Эта неприятность оказалась счастливой – снявшись с мели он обнаружил и захватил французский 46-пушечный корабль компании Асьенто (работорговцы), но свой ценный груз – негров – французы, как оказалось, уже сгрузили на Мартинике. В начале августа 60-пушечный «Монтагью» и 40-пушечный «Гектор» были посланы к Порто-Белло, где взяли несколько призов. 16-го Уэтстон оплыл из Порт-Ройала к Сан-Доминго, искать испанские галеоны, «Монтагью» напоролся на два французских фрегата, но те, отстреливаясь, смогли скрыться. На «Саффолке», так же участвовавшем в атаке, в ходе боя произошел взрыв в крюйт-камере, корабль потерял ход, получил большую подводную пробоину, 70 человек было убито.

В конце марта 1706 года Уэтстон опять вышел к Эспаньоле, где крейсировал всю весну. В начале июня он узнал, что несколько французских судов с товаром пришли в Пти-Гоав, и отправился туда с 7 линкорами и 1 брандером, однако противный ветер помешал контр-адмиралу.

25 июля на Ямайку прибыл коммодор Керр с 8 кораблями и 2 фрегатами, соединился с Уэтстоном и они оба пошли к Картахене, где стояли 14 галеонов «серебряного флота» без такелажа. Город оказался полностью готов к обороне, поперек входа в бухту была натянута цепь, по англичанам было произведено несколько выстрелов. 18 августа к испанскому губернатору был послан парламентер с предложением признать власть эрцгерцога, но губернатор отклонил предложение англичан. Поскольку на эскадре не было сколь-нибудь значимых войск, британцы ушли обратно к Ямайке. Там экипажи настигла эпидемия, смертность была очень высока и об активных действиях уже никто не думал.

2 января 1707 года из Англии в Вест-Индию прибыл контр-адмирал Джон Дженнингс с эскадрой в следующем составе:

Наименование

Количество пушек.

Devonshire

80

Cumberland

80

Northumberland

70

Essex

70

Resolution

70

Firm

70

Monk

60

Canterbury

60

Mary

60

А так же фрегаты «Гарланд», «Фалькон» и брандер «Хантер». Он соединился с Керром на Ямайке, где увидел печальную картину – множество умерших и больных, полное отсутствие провизии и припасов, по словам Дженнингса «им надо не менее 9 месяцев, чтобы прийти в себя!» Адмирал оставил «Нортумберленд», где так же была эпидемия, в Порт-Ройале, а сам пошел к Картахене, где нашел испанцев полной боевой готовности. От очередного предложения о сдаче губернатор опять-таки отказался и Дженнингс, не солоно хлебавши, ушел обратно. 25 февраля он отправился к берегам Англии. Керр, оставшийся в Вест-Индии, узнал, что для сопровождения галеонов подошли отряды Дю Касса и Кэтлогона, но из-за нехватки провианта и припасов не смог их атаковать.

Вместо Дженнингса из Англии направлен коммодор Уоджер. 26 апреля 1707 года он прибыл на Мадейру с 7 линейными кораблями и 1 брандером. 5 июля пошел дальше и 9 июня прибыл на Антигуа. В конце месяца он соединился с Керром на Ямайке, но много времени ушло на беспрестанные военные советы, подготовку кораблей и выздоровление моряков. В августе же Керр отправился домой. Уоджер вышел в море в конце ноября, кода узнал, что Дю Касс еще на Мартинике, а галеоны испанцев еще не готовы к отправке. По данным разведки у французов было 10 кораблей, а с приватирами – все 28! Англичане быстро ретировались в Порт-Ройал, где со страхом ожидали атаки кораблей Людовика, меж тем Дю Касс проследовал в Гавану, откуда должен был сопровождать «серебряный флот».

16 февраля 1708 года Уоджер отплыл к Порто-Белло, однако вскоре вернулся на Ямайку. По данным разведки 19 мая галеоны уже приплыли в Гавану, Уоджер разослал наблюдателей по всем направлениям, и 28 мая англичане обнаружили 12 галеонов, 2 шлюпа, 1 бригантину и 2 французских судна недалеко у Порто-Белло. На закате Уоджер смог нагнать конвой и на всех парусах бросился в атаку. Бой был очень жарким, через полчаса взорвался 64-пушечный «Сан-Хосе», причем горящие обломки чуть не подожгли флагман англичан – «Экспедишн». Позже Уоджер узнал, что на испанце было 5 или 6 миллионов песо[3]. «Кингстон» атаковал 64-пушечный «Генерал-Адмирал», но тот, пользуясь темнотой, смог уйти. В результате британцы смогли захватить только один галеон, на котором оказалось всего лишь 13 тысяч песо, 14 слитков серебра и какао. Второй 40-пушечный испанский корабль «Кингстон» и «Портленд» загнали на берег и сожгли, он так же оказался без денег, только с грузом какао.

Позже оказалось, что Дю Касс, зная о попытках Уоджера захватить «серебряный флот» решил послать «конвой-приманку», который не вез никаких денег. Английский адмирал клюнул на эту уловку и атаковал караван из Порто-Белло. К чести испанских капитанов надо сказать, что они ничего не сказали Уоджеру, который до конца войны был уверен, что сражался с настоящим la Flota de Oro. Дю Касс же отплыл из Гаваны в конце июня и через 3 месяца прибыл в Кадис.

В середине лета Уоджер, ставший к тому времени контр-адмиралом, получил приказ отправить 6 кораблей домой («Экспедишн», «Виндзор», «Ассистенс», «Долфин», «Дюнкирк Прайз»), но на помощь к нему из Англии прибыл кэптен Эдвардс с «Монмаут», «Жерсей» и «Робак». По пути в Плимут «Дюнкирк Прайз» недалеко от Кубы налетел на скалу и разбился. Ситуация усугубилась тем, что к месту аварии подошел французский фрегат, который начал обстрел корабля. Однако внезапный штиль сыграл с французом злую шутку – 12 шлюпок устремились к фрегату и вскоре лейтенант Пэрвис поднял на нем «Юнион Джек». За это дело лейтенант Пэрвис стал флаг-капитаном Уоджера.

1 января 1709 года провели военный совет. Все капитаны высказывались против активных действий, особенно взбудоражил военных слух о том, что вскоре к Ямайке подойдет эскадра Дюгэ-Труэна, которого англичане несомненно побаивались. Все же Уоджер решил выделить несколько кораблей в крейсерство у Подветренных островов. Операция оказалась довольно удачной – было захвачено много призов, потерян был только 42-пушечный «Эдвенчер», который капитулировал в бою с французским корсаром, потеряв 100 человек убитыми (в том числе и капитана).

1 апреля у Бастиментос английский корабль «Портленд», шедший с торговыми судами, столкнулся с французскими приватирами «Ковентри» (50 орудий), «Миньон» (50), одним 36-пушечным фрегатом и 16-пушечным голландским призом. Конвой смог уклониться от боя, но 6-го французы опять нагнали караван. «Портленд» вступил в бой с «Ковентри», смог сбить на нем мачту, но, поскольку на корсаре было много мушкетеров, британец не решился на абордаж. В конце концов «Ковентри» сдался, но корабль оказался в очень плохом состоянии и вскоре был пущен на слом.

21 сентября Уоджер вернулся в Портсмут, оставив на Ямайке кэптена Тревора на «Кингстоне». 20 января в Порт-Ройал прибыл кэптен Спэн с 3 линкорами, но несмотря на усиление вест-индской эскадры никаких боевых действий не велось. Поэтому 24 августа 1710 года из Портсмута в Карибское море отплыла эскадра коммодора Литлтона с «Жерсей», «Веймут» и «Мидуэй Прайз», которая прибыла на Ямайку лишь 2 ноября. Литлтон хотел произвести набег на Картахену, но не решился. В январе 1711 из Плимута прибыл «Фалмут»,но и это не сподвигло англичан на активные действия. Только в мае корабли вышли в море. Кэптен Вернон[4] на «Жерсей» смог захватить 30-пушечный французский фрегат. В это время для сопровождения очередного «серебряного флота» пришел Дю Касс с 5 линкорами и 2 фрегатами. Литлтон поспешил к Картахене, где грузились испанцы. 14 июля англичане, имевшие 5 кораблей и 1 шлюп, столкнулись с караваном Дю Касса. Литлтон, имевший равное с французом количество кораблей, поднял испанские флаги и смог обмануть отставший 24-пушечный галеон с грузом какао и шерсти, который был взят на абордаж. Денег же не оказалось. Из допросов пленных выяснили, что вся звонкая монета находится на 60-пушечном флагмане Дю Касса. Литлтон, имевший корабли не более 50 пушек, решил уклониться от драки. 25 ноября на Ямайку прибыл французский приз «Тетис», который захватили «Виндзор» и «Веймут».

В январе 1712 года Литлтон вышел к Гаити, где блокировал Пти-Гоав до мая, когда до него дошли слухи о перемирии. В целом можно сказать, что английский вест-индский флот, несмотря на большие силы всю войну занимался откровенной ерундой. Он пропустил все «серебряные флоты», не смог захватить ни одной крепости и понес довольно большие потери, как в кораблях, так и в людях.



[1] «Бойн» (80 орудий), «Кумберленд» (80), «Чайчестер» (80), «Берфорд» (70), «Ярмут» (70) и «Экспедишн» (70).

[2] «Глорье» (64), «Аполлон» (60), «Бриллиант» (64), «Фидель» (60), «Ладлоу» (32), «Нимфе» (14).

[3] Скорее всего – меньше, поскольку на эти галеоны, исполнявшие роль приманки, торговцы загрузили только контрабандное серебро.

[4] Будущий известный адмирал, которого судьба еще приведет к Картахене.

 

Tags: Ройал Неви, французский флот
Subscribe

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Про попилы в странах "загнивающей демократии"

    Народ, я вообще с недоумением воспринимаю последнее время все эти выкрики из зала, что любые планы или аналитические разборы в Пентагоне или ЦРУ -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Про попилы в странах "загнивающей демократии"

    Народ, я вообще с недоумением воспринимаю последнее время все эти выкрики из зала, что любые планы или аналитические разборы в Пентагоне или ЦРУ -…