George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

HMS "Java" - последнее поражение

На этом эпизоде, думаю, закончим выкладки, ибо надо постараться закончить книгу под НГ, как обещал. Изредка буду появляться в ЖЖ, ну а тему англо-американской войны затронем еще раз, когда книга будет закончена.


Ну а под занавес 1812 года британцы потерпели еще одно обидное поражение. Оно было тем более обидно, что опять наступили на те же грабли. 29 декабря 1812 года 44-пушечный фрегат «Конститьюшн», крейсирующий у северного побережья Бразилии, в 10.00 заметил паруса на северо-западе. Капитан американского 44-пушечника Уильям Бэйнбридж приказал взять курс на этот корабль. Вскоре он сблизился и потребовал поднять опознавательные знаки, однако корабль (38-пушечный британский фрегат «Ява»[1], французской постройки, захваченный в 1811 году на Маврикии) флага не поднимал и уходил на северо-запад. Бэйнбридж скомандовал погоню.
Из судового журнала «Конститьюшн»:
«Среда, 30 декабря 1812 года. В 12.45 при умеренном бризе и ясной погоде поставили все паруса и начали сближение с неприятелем. В 13.26 сблизились на 1500 ярдов, взяли рифы на гроте и повернули бортом к противнику.  1.50 противник повернул с намерением обрезать нам нос, но мы так же взяли на два румба правее. В 14.00, будучи в полумиле от нас, фрегат поднял на бизани Юнион-Джек, что побудило нас открыть огонь».


Бэйнбридж в отличие от Декейтера решительно сблизился с британским фрегатом и обрушил на него всю мощь двадцати четырех 24-фунтовых орудий и тридцати 32-фунтовых карронад. Кэптен Генри Ламберт был довольно опытным командиром, к тому же на «Яве» было больше моряков, чем положено по штату (397 человек[2]), но его бортовому залпу в 564 фунта «Конститьюшн» мог противопоставить бортовой залп в 786 фунтов. Тем не менее, сначала огонь «Явы» был довольно силен, Бэйнбридж получил ранение в ногу. С 14.10 бой перешел в активную фазу и корабли обменивались залпами раз в три минуты, беспрестанно маневрируя. В 14.30 англичане накрыли картечью мостик, в 14.50 на «Яве» была сбита грот-рея и часть бизани. Бой продолжался. 15.00 – «Конститьюшн» дает продольный залп по противнику и повреждает ему бушприт. 15.05 – у американцев пробит фок, 15.15 – порван грот. В 15.40 с близкого расстояния «Конститьюшн» обрушивает лавину металла на «Яву» (в этот момент на шканцах погиб кэптен Ламберт, сраженный картечью), за 15 минут сбита бизань, повреждена фок-мачта, перебиты штаги на грот-мачте. В 16.20 у британца рухнула грот-мачта, был отстрелен бушприт, фрегат был практически превращен в развалину, на нем пылали пожары. К 16.35 на «Яве» было убито 22 человека (в том числе и капитан), ранено – 102, и британский фрегат капитулировал. Потери на «Конститьюшн» были меньше, но тоже довольно серьезные – 9 убитых и 52 раненных (в числе последних и капитан Бэйнбридж)[3].



Сдавшийся «Ява» еле держался на воде, поэтому Бэйнбридж не мог отконвоировать его к берегам США, и было решено его взорвать. Заложили подрывные патроны и наблюдали, как остатки «Явы» исчезли в ослепительной вспышке. Остатки команды британского фрегата были высажены в бразильском Сан-Сальвадоре, и позже были отправлены в Галифакс. 23 апреля 1813 года на борту «Гладиатора» состоялось заседание трибунала по поводу сдачи «Явы». Суд оправдал действия капитана и экипажа во время боя, и подтвердил, что матросы и офицеры «Явы» сохранили свою честь и доблестно сражались до последней возможности.
Итого, за четыре неполных месяца британцы потеряли в боях со «слонами» три 38-пушечных фрегата. В «Naval Chronicle» очередная статья говорила о том, что Англия переживает национальный позор. Но речь была уже даже не о стыде, а о том, что делать дальше. Предлагалось все более-менее крепкие фрегаты оснастить 24-фунтовыми орудиями (назывались они даже поименно - «Лавиния», «Кембриэн», «Андонтенд», «Акбар», «Индефетигейбл», «Эндимион», «Юнит» и «Акаста») и отправить к берегам Северной Америки для блокады портов США.



Оппозиция обвиняла адмиралов в некомпетентности и небрежении своими обязанностями. Безотносительно партийных предпочтений все призывали Адмиралтейство найти выход из проблемы, и найти его быстро, пока не стало слишком поздно.
Эта критика попала на благодатную почву. Даже Их Лордствам стало понятно, что с кораблями, несущими орудия линкорного калибра и имеющими толстые «линкорные» борта, надо бороться именно линкорами. Но, помятуя о том, что английские 74-пушечники имели гораздо меньшую скорость, было решено вернуться к практике 1794 года и срезать (razee) верхние деки на нескольких двухдечниках. Это позволяло резко увеличить скорость линкоров, и сильно уменьшить парусность корпуса. Уже в ноябре 1812 года Адмиралтейство сообщило Уоррену, что решило «срезать» до 58-пушечных три 74-пушечника: «Голиаф», «Маджестик» и «Сатурн». Эти корабли несли по двадцать восемь 32-фунтовых пушек и тридцать 42-фунтовых карронад и имели вес бортового залпа в 1078 фунтов, то есть превосходили хамфрисовские фрегаты в этом компоненте примерно на треть. Скорость их достигала 11-12 узлов, что было приемлемо, при этом толщина борта стандартного 74-пушечника в районе гон-дека была 60-70 см, то есть сравнима с «бронированием» «слонов». Кроме того, корпус стандартного 74-пушечникабыл короче, нежели корпус хамфрисовского фрегата, и следовательно – продольные связи на нем были более прочными
 Так же пообещали ускорить ремонт «Эндимиона», который, как мы помним, был единственным английским 44-пушечным супер-фрегатом, и сразу же по окончании работ прислать его в Галифакс, чтобы противодействовать американским «слонам».



[1] 12 ноября фрегат «Ява» отплыл из Бомбея, имея важные письма к адмиралу Корнуоллису.
[2] «Ява» помимо собственной команды вез пополнение на Флот Канала.
[3] Данные по British Public Record Office, Admiralty 1/5435.
Tags: Ройал Неви, американский флот
Subscribe

  • Диетология в XIX веке

    Вот мне всегда было интересно в истории два вопроса: «А как у них?» и «Почему именно так, а не иначе?». Особенно когда эти вопросы касаются…

  • Об особенностях деревянного кораблестроения разных стран.

    В истории почему-то укрепился устойчивый миф о том, что плохое качество русских кораблей парусного флота было вызвано волюнтаризмом Петра I (…

  • Прекрасное)

    В начале XIX века в составе Роял Неви было такие два корабля 50-пушечный HMS Romney и 32-пушечный фрегат Sensible. Так вот, наткнулся я на осуждение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Диетология в XIX веке

    Вот мне всегда было интересно в истории два вопроса: «А как у них?» и «Почему именно так, а не иначе?». Особенно когда эти вопросы касаются…

  • Об особенностях деревянного кораблестроения разных стран.

    В истории почему-то укрепился устойчивый миф о том, что плохое качество русских кораблей парусного флота было вызвано волюнтаризмом Петра I (…

  • Прекрасное)

    В начале XIX века в составе Роял Неви было такие два корабля 50-пушечный HMS Romney и 32-пушечный фрегат Sensible. Так вот, наткнулся я на осуждение…