George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

По результатам предыдущего поста

Решил это проиллюстрировать на примере сражения при Уэссане (1778 год).
Для вспоможения забывшим - описание здесь
Итак, у французов 32 корабля, у англичан 30.
Изначально флот Кэппела идет в трех дивизионах безо всякого порядка. Французы держат практически идеальную линию.
Вот положение эскадр на 9,00


Завидев противника, англичане начинают перестроение, распределяясь по дивизионам.
Ситуация примерно на 10.00.

Заметьте - французы в гораздо более выигрышном положении.
Что делает Кэппел? Он поворачивает на S-SE и одновременно выстраивает линию, сближаясь под острым углом с французами.
Ситуация на 10.30

Но как видим - французы тоже не идиоты. Орвилье понимает, что часть арьергарда его могут отрезать, и делает поворот на 180 градусов и движется в обратную сторону. Этим самым он задействует огонь всех своих кораблей на головном дивизионе англичан, и спокойно получает время выстроить линию баталии.
Вот ситуация примерно на 11.00, когда уже бой начался:


Заметьте, как компактно держатся французы, и как при повороте на 90 градусов под огнем отстал арьергард англичан! И заметьте - это как раз излюбленная французами дальняя дистанция, причем Кэппел уже практически проскочил французскую линию, и чтобы сближаться, ему надо делать поворот на 180 градусов на французов. Тем временем французы делают поворот оверштаг "все вдруг" и арьергард их, ставший авангардом, получает прекрасную возможность - прорезать английскую линию между центром и английским арьергардом, отрезать арьергард и уничтожить или сильно повредить его.
Ситуация на 12.30

Почему это не происходит - можно прочитать в описании, меж тем англичанам ничего не остается, как быстрее развернуть авангард и центр, чтобы прийти на помощь своему арьергарду.
Ситуация на 13.30


Резюмируем: почти весь бой французы заставили противника вести бой либо вне линии, либо под продольным огнем, и создали искусными поворотами и идеальным держанием линии настоящий "голевой момент" - англичане, постоянно пытаясь сблизиться, именно из-за того, что постоянно находились не параллельно курсу французов, а под углом, получили в своей линии разрывы, которыми герцог Шартрский просто обязан был воспользоваться. К сожалению "нападающий" у французов оказался не "Кантона", а "Кержаков". Поэтому получилось так, как получилось.

После французы постепенно уходят от англичан, и в 19.00 боевой контакт между эскадрами потерян.
Думаю, что этот бой наглядно проиллюстрирует конкретные преимущества французской тактики, разработанной в 1770-х.
Tags: Ройал Неви, французский флот
Subscribe

  • Греческая революция, финалочка.

    Напомню весь цикл. Часть 1. "Взгляд на греческую революцию из Петербурга". Часть 2. Внешние игроки на греческом поле. Часть 3.…

  • О сухопутном мышлении

    Вынесу ка я в корень. Тут Андрей Уланов озвучил мнение, которое берет корни с ВИФа начала 2000-х. Мол, проклятье флота России - это четыре…

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Греческая революция, финалочка.

    Напомню весь цикл. Часть 1. "Взгляд на греческую революцию из Петербурга". Часть 2. Внешние игроки на греческом поле. Часть 3.…

  • О сухопутном мышлении

    Вынесу ка я в корень. Тут Андрей Уланов озвучил мнение, которое берет корни с ВИФа начала 2000-х. Мол, проклятье флота России - это четыре…

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…