George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Армада, наветренное и подветренное положения. Мысли вслух.

По Армаде.

Уже несколько раз от довольно знающих людей встречал слова о том, что англичане пропустили корабли Армады, дабы быть на ветре и воспользоваться всеми преимуществами наветренного положения. Действительно, если говорить о бое в линии, или даже бое с использованием «тактики роя» - преимущества наветренного положения несомненны. Тот, кто находится на ветре, диктует дистанцию боя, начинает его так и когда считает нужным. Но применимо ли это к Армаде?

Здесь очень часто логика подменяется формальностью, а ведь гораздо разумнее судить о ситуации, исходя из именно целей, а не из формальностей. Давайте подумаем вместе.

Прежде всего - определение.

Наветренное положение - это положение, занимаемое кораблем относительно противника, со стороны, откуда дует ветер.

Подветренное положение - это когда корабль относительно противнка расположен с той стороны, куда дует ветер.

Вот обычный бой в линейных колоннах – это Чесапикское сражение 1781 года. Нас его течение и результат особо не интересует, мы просто смотрим на картинку. Видно, что англичане идут с наветренной стороны, французы – под ветром. Видно, что головные англичан (это авангард Худа) пытаются прижаться к французам и свалиться в ближнее бою, французы же сжимают линию, чтобы отразить атаку.


Что можно здесь сказать?

Прежде всего – цель англичан – это французы (надо их разгромить и деблокировать свою армию), цель французов – англичане (надо их разгромить и дать возможность провести конвой к американцам). То есть общая линия приложения, которая находится ровно посредине эскадр. Это очень важно – то есть у одних цель на севере (французы), у других – на юге (англичане). И на рисунке положение англичан выглядит предпочтительнее (в реале их авангард не поддержали центр и арьергард и Худ вынужден был отступить).

Что же у нас происходило с Армадой?

Смотрим рисунок.



То есть цели и англичан и испанцев находятся на востоке. Англичане стремятся догнать испанский флот, испанцы стремятся к Дюнкерку. Вопрос – какую роль здесь играет наветренное и подветренное положение? Даже не так – кто вообще находится на ветре?

Исходя из того, что мы писали чуть ранее (именно тот, кто находится на ветре, диктует дистанцию боя, начинает его так и когда считает нужным) – по логике на ветре как раз находятся испанцы (если пользоваться логикой событий). То есть в том положении, которое сложилось с 1 по 6 августа, именно испанцы решали, как и куда им следовать, когда вступать в бой, с какими силами и т.д. Или, если не менять определение наветренного и подветренного положений - испанцам их подветренное положение сулило больше выгод, нежели англичанам их наветренное положение.

Как-то так.

Tags: испанской флот, теория
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Это прекрасно))

    Приглашение Кокрейна на службу греческим повстанцам было наверное самым смелым и самым затратным проектом греческого правительства. Когда в 1825 году…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Это прекрасно))

    Приглашение Кокрейна на службу греческим повстанцам было наверное самым смелым и самым затратным проектом греческого правительства. Когда в 1825 году…