George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Противоторпедные сети (очень расширенный перевод)

Сергей Махов

(г. Самара)

 

Противоторпедные сети

 

 

Со времен Великой Армады главным оружием на море была артиллерия. Возрастал калибр пушек, увеличивалось число орудий, создавались новые снаряды, но артиллерия продолжала быть решающей силой любого морского сражения. Однако спор нападения и защиты оставался актуальным – с увеличением мощности орудий возрастала и толщина брони на кораблях. Кораблестроители навешивали броневые листы на башни, покрывали ими борта и надстройки, особо защищали котельное и машинное отделения. Однако во второй половине XIX века появились альтернативные способы борьбы с кораблями противника. Идея торпедного удара – это своего рода боксерский хук ниже пояса (ватерлинии) корабля, там,  где нет необходимой брони, где защита наиболее слаба.

 

В 1866 году талантливый инженер и бизнесмен Роберт Уайтхед изобрел первую торпеду, или, как ее еще называли, «локомотив Уайтхеда». Идея создания торпеды уже давно витала в воздухе, ведь прообразом «самодвижущихся мин» были шестовые мины, которые во всю применялись в Гражданской войне в Америке. Первая торпеда была длиной 3.53 метра, диаметр ее составлял 356 мм, она двигалась под водой с помощью винта, работавшего на сжатом воздухе. Дальность хода первой торпеды была всего 200 метров, скорость 6 узлов, вес конструкции 136 кг, вес взрывчатки в торпеде – 8 кг.

Такие характеристики пока не внушали никому опасений – ведь реальной боевой ценности торпеда пока не имела.  Однако «угри» быстро совершенствовались. В 1871 году торпеды уже имели дальность 650 м, скорость 24 узла (существовал так же и второй режим хода – 1200 метров на 17 узлах), и вес заряда равный 30 кг.

Поскольку первое время дальность пуска торпеды была небольшой, то есть корабль – носитель торпед должен был сблизиться с целью практически вплотную, лучшим противодействием торпедным атакам считались скорострельные орудия. В самом деле – сократить дистанцию до корабля, имеющим большое количество мелкокалиберных скорострельных пушек,  было практически невозможно. Однако прогресс торпедного оружия заставил конструкторов искать новые способы защиты от торпед.

Одним из способов защиты от новой напасти и стали противоторпедные сети. Мысль инженеров была проста  - поставить перед торпедой фальш-стенку, отдаленную от корабля на какое-то расстояние.

В 1874 году были проведены испытания первой противоторпедной сети. Это была металлическая оцинкованная сетка из 20-сантиметрового провода, закрепленная на 12-метровых штангах (выстрелах), расположенных на борту судна. Сеть поднималась из воды на 1.2 метра, а погружена была по киль судна. Эксперимент оказался удачным – сеть «поймала» все выпущенные торпеды.

В 1876 году комитет по торпедам Британского Адмиралтейства с горечью констатировал:

«Отныне ни один из больших кораблей не может оставаться в течение сколь-нибудь длительного времени в прибрежных водах противника без кораблей охранения».

В 1877 году проблема защиты от торпедных атак встала в полный рост. Дело в том, что на верфях Торникрофта в Англии была построена первая миноноска «Лайтинг» (27 тонн, длина 25 метров, скорость 18.5 узла, 3 торпедных аппарата) – специализированный быстроходный корабль для торпедных атак. Попасть в быструю юркую миноноску из пушки становилось уже довольно тяжело. Вслед за Англией подобные корабли начали строить Италия, Россия, Франция, а потом и другие страны.

В это же время были разработаны аппараты для торпедной стрельбы, которые отстреливали торпеду в заданном направлении.

В том же 1877 году броненосец “Тандерер” стал первым кораблем, оснащенным экспериментальными противолодочными сетями. Это был один из ответов на новую угрозу.

Постепенно начали разрабатываться и принципы использования сетей. Так, например, стало понятно, что скорость корабля является неплохой защитой от торпедных атак в море. Пока скорость торпеды была сопоставима со скоростью корабля – корабль на ходу в море спокойно мог уклониться от выпущенной торпеды. С другой стороны, корабль идущий с выпущенными сетями имел ограниченную скорость и гораздо худшую маневренность – то есть представлял собой более доступную цель.

Таким образом было выяснено, что противоторпедная сеть является средством защиты для кораблей, стоящих на якоре или в гавани. Для кораблей же на ходу главной защитой является их скорость и меткий огонь по миноноскам, заставляющий противника прекратить торпедную атаку.

На вооружение английского флота были приняты сети от фирмы Бульвант (Bullvant), состоящие из стальных колец 16.5 см в диаметре, к которым следующим рядом присоединялись кольца меньшего диаметра. Выносные 12-метровые штанги крепились по бортам судна.

Но были также и свои недостатки: во-первых, очень сложно было прикрыть сетью нос и корму судна; возникала опасность наматывания сети на винты. Во-вторых, при плохой погоде сети довольно часто рвались, или просто волны ломали штанги и сеть срывало. В третьих, торпеды, взорвавшиеся в сети, срывали секции и образовывалось незащищенное пространство, в которое корабль могла поразить другая торпеда.

В 1881 году в Англии на озере Портчестер произвели испытания противоторпедных сетей. Главным вопросом испытаний было проверить эффективность сетевой защиты корабля, определить минимальное расстояние до корпуса, на котором сети будут эффективны.

Судно было полностью закрыто сетями – от носа до кормы. Первый взрыв был произведен в 9 метрах от борта на поверхности воды, вес заряда был равен 36.3 кг. Корпус корабля не получил никаких повреждений. На следующий день по судну была выпущена 16” (406-мм) торпеда с 41.3 кг взрывчатки. Сети опять-таки были вывешены на 9-метровых штангах. Дистанция пуска торпеды была пистолетной – 90 метров. Взрыв был очень сильным, но повреждений судно опять-таки не получило. Одна из секций сети была сорвана.

Решили уменьшить длину штанг до 6 м, но и этот торпедный залп не привел к повреждениям корабля. Расстояние от борта до сети еще раз уменьшили – до 5 метров. В этот раз судно получило незначительные повреждения, на корпусе судна появились небольшие вмятины, кое-где были замечены течи.

Прогресс торпедного оружия так же не стоял на месте - к 1885 году характеристики «локомотивов Уайтхеда» возросли еще больше – скорость 30 узлов, вес заряда – 90 кг. Это стимулировало новые испытания сетей.

Они были продолжены в 1887 году. На этот раз использовались усовершенствованные сети от Булльвант, деревянные штанги были заменены на стальные, крепления сетей к выстрелам были усовершенствованны с той целью, чтобы легче было менять поврежденные секции.

9 июля миноносец «Везувий» выпустил 16” (406-мм) торпеду, которая сорвала одну из секций сети, но не смогла нанести повреждений судну. 10 июля произвели взрыв мины со 100 кг взрывчатки на расстоянии 9 метров от корабля, и на глубине в 6 метров, имитируя попадание в сеть торпеды с прибором Обри (регулятором глубины). В результате одна из штанг, держащих сети был погнута, судно повреждений не получило.

Эксперименты убедительно доказали, что противоторпедные сети являются надежным защитником от торпед. Рекомендованная дальность выноса сети от борта судна была определена в 8 метров.

Комиссии также понравился новый вариант сетей от Булльвант; в отчете отмечалось, что новый проект намного легче и более быстро устанавливается, чем уже существующие сети.

В том же году на маневрах Ройал Неви производилась отработка координированных торпедных атак против кораблей с выпущенными сетями. Результаты удовлетворили Адмиралтейство – флотилии миноносцев в ночной атаке обнаруживались на расстоянии не менее 750 метров, частый огонь кораблей быстро сбивал прицел атакующим, а единственные две торпеды, выпущенные в линейные корабли, попали в сети.

В 1894 году английский конструктор Марс предложил усовершенствованный вариант сетей – теперь выстрелы, на которые крепились сети, не свисали с борта, а выходили из специальных отверстий в корпусе корабля, почти на уровне воды.

Применение оцинкованного провода диаметром 6.5 см в уменьшили вес конструкции до 5 фунтов (2.3 кг) на кв. фут. До этого сети были более массивными – около 7 фунтов на кв. фут.

Такое расположение сетей не мешало орудиям в казематах вести огонь на борт. Сеть также позволяла кораблю двигаться, хотя и с небольшой скоростью. В 1906 году, к примеру, Флот Канала двигался с выпущенными сетями на 6 узлах. Специальный механизм установки сетей избавил экипажи от тяжелой работы по установке сетевых заграждений. Изобретение такого устройства позволило ставить вынесенные на 9 метров сети всего за 30 секунд, и сворачивать их обратно на полки через минуту после запуска механизма.

Первое активное использование сетей в боевых действиях случилось в Русско-японскую войну. Противоторпедные сети играли большую роль во время осады Порт-Артура японцами.

Именно отсутствие сетевых заграждений на внешнем рейде позволило японцам в ночь с 26 на 27 января 1904 года тяжело повредить русские броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и бронепалубный крейсер «Паллада».

В ночь на 11 февраля 5-й отряд истребителей («Кагеро», «Мураками», «Сирануи» и «Югири»), а так же 5 брандеров заградителей попытались атаковать поврежденный «Ретвизан», приткнувшийся на фарватере между внешним и внутренним рейдом.

Наш броненосец, прикрытый с правого борта двумя рядами сетей, открыл огонь по японцам в 2.45. Атака миноносца «Кагеро» оказалась неудачной – торпеда прошла в стороне от заграждения и выскочила на берег. «Мураками», «Сирануи» и «Югири» так же попытались выйти на торпедную атаку, но сосредоточенный огонь с «Ретвизана» заставил их пустить торпеды с 3-х кабельтовых (550 метров). Одна из торпед попала во второе сетевое заграждение и взорвалась там.

Вторым ярким примером удачного использования противоторпедных сетей в Русско-японской является конечно же знаменитое противостояние миноносцев Того и эскадренного броненосца «Севастополь» в бухте Белого Волка  26 ноября-19 декабря 1904 года.

Началась эта эпопея 23 ноября, когда командир «Севастополя» капитан 1-го ранга Н.О фон Эссен обратился к командующему Первой Тихоокеанской эскадрой контр-адмиралу Вирену с просьбой выйти на внешний рейд Порт-Артура, попытаться исправить повреждения и прорваться во Владивосток.

Утром 26 ноября «Севастополь» развел пары и передислоцировался в бухту Белого Волка. На корабле выставили сети, потушили все огни, экипаж привел корабль в полную боевую готовность. На берегу были развернуты прожектора, выставлены дозоры наблюдателей.. Сетей не хватило на корму броненосца и на часть правого борта. Команда «Севастополя» лихорадочно пыталась выйти из затруднения, соорудив в носовой части деревянный бон.

Японцы произвели несколько очень сильных торпедных атак, пытаясь уничтожить последний порт-артурский броненосец.

В ночь с 29 на 30 декабря 14-й и 20-й отряды миноносцев атаковали «Севастополь», однако множество торпед попали в сети и повреждений броненосец не получил. Около 4-х часов утра была произведена торпедная атака минными катерами с «Микасы» и «Фудзи». Одна из торпед, взорвавшись в сетях, повредила носовую часть обшивки таранного отделения, которое заполнилось водой.

1 декабря японцы решили произвести генеральную атаку на «Севастополь». Планировалось атаковать корабль с трех сторон – с носа, с левого и правого борта. На атаку броненосца были брошены ВСЕ миноносцы японской эскадры – 2-й, 6-й, 9-й, 10-й, 12-й, 14-й, 15-й, 16-й и 21-й отряды. Вот как вспоминает эту атаку один из участников боя, лейтенант Дмитриев:

«Стоял страшный грохот.  Около «Севастополя» то и дело поднимаются огромные столбы воды, закрывая броненосец, но он продолжает стоять без крена, значит торпеды взрываются в сетях».

В общей сложности в эту ночь по броненосцу было выпущено около 30 торпед. Только одна торпеда, взорвавшись в навесной сети, спущенной с носа, причинила кораблю незначительные повреждения.

В ночь на 3 декабря началась шестая атака на «Севастополь». В ходе этой атаки  две торпеды взорвались в сетях бонового заграждения, а третья попала в незащищенную корму броненосца. Эта торпеда произвела сильнейшие разрушения, были затоплены рулевое, румпельное и провизионное отделения. «Севастополь», получив сильный крен на корму, вынужден был сесть кормой на грунт.

В общей сложности во всех атаках в «Севастополь» было выпущено 104 торпеды, из которых только 3 нанесли повреждения броненосцу, а 1 прошла в незащищенном сетями месте и серьезно повредила корабль.

Сети доказали свою полезность.

 В период между Русско-японской и Первой Мировой войнами произошло значительное улучшение торпедного оружия. Еще до баталий у Порт-Артура у торпед появились специальные резаки, позволяющие торпедам преодолевать сетевые заграждения. Резаки были двух типов – пистолетный и типа «ножницы». Пистолетный резак был сконструирован во Франции. Принцип действия этого типа резака заключался в отстреле части сети, чтобы торпеда смогла пройти к корпусу корабля. Хотя пистолетный резак показывал неплохие результаты в лабораторных условиях, он не прижился из-за сложности конструкции.

Резак-ножницы перерезал одно или несколько звеньев сети.

Для противодействия резакам второго типа немцы и англичане уменьшали размеры ячеек сети, чтобы поставить перед резаком более сложную задачу: ведь перерезать, к примеру, 10 ячеек одним ударом гораздо труднее, чем одну или две.

В 1909 году произошел новый технологический скачок в развитии торпедного оружия. В торпеду ввели систему подогрева сжатого воздуха, что увеличивало дальность действия и скорость «угря». Впервые эту идею предложил лейтенант Российского Флота И.И. Назаров еще в далеком 1899 году, но воплотить ее в жизнь смогли лишь к 1910-му году. Торпеды так же оснастили впрыском воды, что повысило запас энергии торпеды еще больше. Так например, 18” (450-мм) английская  торпеда образца 1911 года несла 100 кг взрывчатого вещества и имела два режима хода – 2000 метров при 44 узлах или 6000 метров при 31 узле.

Такое улучшение ТТХ торпед поставило вопрос о целесообразности сетевой защиты кораблей – в самом деле, если при испытаниях сетей в 1887 году использовались «угри» с 41.3 кг ВВ, то сейчас торпеды, с возросшим более чем в 2 раза весом взрывчатки не только срывали секции, но и наносили повреждения подводной части корабля. Так, Ройал Неви оснащал сетями свои корабли лишь до 1911 года. Последними кораблями, оснащенными противоторпедными сетями были дредноуты типа «Кинг Джордж 5» (King George V). Линкоры типа «Айрон Дьюк» (Iron Duke) хотя и были приспособлены для установки сетей, сами уже сетевой защиты уже не несли.

Первая Мировая война подтвердила, что противоторпедные сети уже не спасают корабли от новых типов торпедного оружия. Примером может служить атака немецкой подводной лодки U-21 под командованием Херзинга английского броненосца «Трайэмф» (Triumph). 25 мая 1915 года на входе в Дарданеллы у Габа-Тепе «Трайэмф» обстреливал турецкие позиции на Галлиполийском полуострове. В 11 часов 23 мин. Броненосец был атакован немецкой лодкой U-21 с пистолетной дистанции – 300 метров. «Трайэмф» стоял с опущенными противоторпедными сетями; вокруг него постоянно циркулировал миноносец; на штангах (выстрелах) сетей сидели наблюдатели.

Однако торпеда, оснащенная резаком типа «ножницы», вскрыла сеть и попала в центр корпуса корабля. Едва успел осесть столб воды от взрыва, броненосец уже имел крен 10 градусов. Через 21 минуту «Трайэмф» затонул кормой вверх.

Противоторпедные сети постепенно стали уходить со сцены. Немцы использовали сетевую защиту кораблей вплоть до Ютланда. Однако и они сделали неутешительный вывод: уязвимость корабля с сетью перевешивала любые возможные выгоды сетей от торпед. Хазе, артиллерийский офицер с «Дерфлингера», писал:

«Сколько раз мы проклинали тех, кто не избавил нас от этих тяжелый противоторпедных сетей! Поскольку мы почти никогда не бросали якорь в море, они были бесполезны; и в любом случае при торпедной атаке они защищали только часть корабля.  С другой стороны, они были серьезным источником опасности, поскольку сильно уменьшали скорость корабля и рано или поздно затягивались по винты, а это, в свою очередь, означало потерю боевой единицы».

Тем не менее, в течение 40 лет (с 1876 по 1916 годы) сети вносили свой вклад в защиту линейного флота от торпед.

Неожиданное второе пришествие противоторпедных сетей произошло во время Второй Мировой. Поскольку потери торговых судов от атак немецких лодок были очень велики, британское Адмиралтейство решило некоторые ценные торговые суда водоизмещением больше 8000 тонн оснастить противоторпедными сетями. Всего такой защитой было оснащено 768 судов. 21 из них подверглось торпедной атаке, и 5 судов сети спасли.

       Вот пример атаки одного из них. CMS (катапульт мерчант шип) "Фиделити "(2500 тонн, бывший французский Ле Рин) под командованием лейтенанта Пери был включен в состав конвоя ONS-154. Перед выходом этот корабль был оборудован противоторпедными сетями. 29 декабря 1942 года ПЛ U-225 под командованием Леймкюхлера атаковала Фиделити в 21.38, а потом ещё и U-615 Капицки выпустила в общей сложности 5 торпед по судну. Но все торпеды пришлись в сети, которые спасли судно. Все же немцам удалось потопить Фиделити, но только 30 декабря в 16.38  U-435 Штрелофа попала двумя торпедами в незащищеную часть судна.

        Однако должного распространения этот способ защиты не получил.  Основная скорость быстроходного конвоя времен Второй Мировой – 11-15 узлов, тихоходного – 6-8 узлов. Поскольку на таких скоростях возникала опасность наматывания сетей на винты или их повреждения из-за давления встречного потока воды – большинство судов не было оснащено данным защитным приспособлением. Практика показала, что наилучшей защитой одиночного судна от торпедной атаки является противолодочный зигзаг и быстрый ход.

Однако у сетей появилось новое применение – их укрупнили, стали делать из толстых металлических тросов и использовать для защиты гаваней и стоянок кораблей и судов в качестве противолодочных и сигнальных. Такие типы сетей уже использовались в Первую Мировую в заграждениях Дуврского и Отрантского барражей, для охраны военно-морских баз.  Но это уже совсем другая история.


Tags: navy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments