George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

По следам обсуждения "конвоев в Севастополь" (с). Что-то типа ликбеза.

Прежде всего обычная теория. Спасибо http://games-inn.ru/post/davajte-pogovorim-ob-avianostsah-world-of-warplane/ возьмем за основу сначала их схему, чтобы было нагрядно.
Так выглядит идеальная атака авиации на корабль в ВМВ:
idealnaja-sxema-ataki-avianoschev
Мы видим, что пикировщики атакуют корабль с носа против хода движения, причем желательно с обоих крамболов, чтобы не дать ему совершить маневр. При этом на последнем этапе пикировщику желательно заходить с носа СТРОГО ПАРАЛЛЕЛЬНО килю ЛК, и сбрасывать бомбу в первой трети длины корабля. Тогда она попадет либо в центр корабля, либо в корму.

Торпедоносцы же заходят с бортов, ближе к носу корабля (чтобы учесть поправку на движение). При этом задача торпедоносцев сложнее, поскольку по ним может работать не только ЗА и СК, но даже и главный калибр, дающий султаны воды высотой до 20-30 метров
Что же происходит если:
а) нет торпедоносцев.

idealnaja-sxema-ataki-avianoschev-1
Мы видим, что степень маневра корабля резко увеличивается. То есть если в последний момент корабль сможет довернуть вправо, то сброс правого пикировщика, зашедшего в пике, даст перелет, а левого - недолет. Да, это могут быть близкие разрывы, но тем не менее - не попадание, а значит задача пикировщиков не выполнена.
Если вспомнить, что бомбовая нагрузка стандартного немецкого Ju-87 - 1x250/500 кг (под фюзеляж)+ 4x50 кг (под крылом), у одного пикировщика есть только ОДНА попытка, чтобы ГАРАНТИРОВАННО вывести корабль крупнее ЭМ из строя. Не сумел - лети на аэродром за новой порцией боеприпасов. Поэтому задача пикировщика - 1) предугадать маневр корабля и 2) скидывать бомбу как можно ниже. Но вот незадача - пункт 1 - это из области именно "угадаек". Но может быть есть смысл железно рассчитывать на пункт 2? Нет! Если мы сбросим бомбу на корабль с бронированной палубой с менее чем 400 метров - бомба просто не наберет достаточную скорость,чтобы пробить броню и взвести бронеколпачок. С кораблями типа ЭМ это прицип работает на высотах в 200-300 метров. То есть НИЖЕ НЕЛЬЗЯ.
И какое время бомба будет падать с 200-400 метров? Время падения бомбы высчитывается по с помощью квадратного уравнения

(g*t^2)/2+v*t=h,

где
g - ускорение свободного падения,
v - вертикальная составляющая скорости пикировщика,
h - высота сброса,
t - время падения бомбы.

Если в это время  ЭМ или ЛК совершает маневр уклонения, летчику приходится доворачивать в пике. Дело в том, что пикировщику ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО зайти на бомбометание по всей длине судна (просто так  цель наиболее уязвима. Для пример - длина лидера "Ташкент" - 139,7 м, а ширина - всего 13,7 м, естественно - упрощая -  в цель длиной 140 метров попасть банально легче, чем "длиной" 14 метров). Поскольку самолет во время пикирования плохо управляем по горизонтальной оси - верятность поражения цели уменьшается согласно линейному закону распределения вероятностей.
Таким образом, попасть, даже с пикирования, в движущуюся цель - это задача явно нетривиальная.

Случай б) у нас - когда нет пикировщиков

idealnaja-sxema-ataki-avianoschev-2
Из схемы так же понятно, что корабль может уклониться от атаки, повернув либо на торпедоносец, либо от торпедоносца. В первом случае он будет представлять собой довольно узкую цель, во втором - торпеда может взорваться в кильватерной струе, не дойдя до цели.
Следует отметить, что торпедоносцы более уязвимы к огню корабля, нежели пикировщики. Дело в том, что рабочая высота атаки торпедоносца - это 15-25 метров над уровнем моря. А высота борта того же лидера "Ташкент" - 8 метров на миделе. Высота борта ЛК "Парижская коммуна" - 14,59 метра. Таким образом артиллерия кораблей могла работать по торпедоносцам практически прямой наводкой, и для торпов были страшны не только попадания, но и султаны воды, которые могли накрыть самолет и дезориентировать пилота.

А что же происходит в конвое?
idealnaja-sxema-ataki-avianoschev-3
Да просто резко увеличивается производительность огня. Соотвественно торпедоносцы несут большие потери, дезориентируются и сбрасывают торпеды на большом расстоянии от цели, а пикировщики вынуждены сбрасывать бомбы с пологого пикирования, то есть не с высоты 200-400 метров, а километр или полтора, даря кораблям драгоценное время для маневрирования.
Таким образом следование в ордере НК не только повышает производительность огня, но и снижает точность атаки у самолетов. Для атаки ордера требуется гораздо больше самолетов, чем для атаки одиночного корабля, однако даже с возрастанием количества самолетов вероятность успешной атаки растет не по линейному закону, а имеет что-то типа тангенциального графика.

Весь вопрос, что на точку перелома ситуации может банально не хватить наличных самолетов, и тогда атаки на конвой приведут к мизерному ущербу для кораблей, и к большим потерям для самолетов, а так же к большому расходу горючего и боеприпасов без видимой пользы.
Вобщем, как-то так.
Дополнения, развернутые мнения, опровержения приветствуются.
Tags: ВМВ, цитатник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 164 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →