George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Все-таки умница Кольбер меня восхищает....

Попался тут нечаянно его "Reglement Que le Roi veut & ordonne être observé à l'avenir dans les ports & arsenaux de Marine, pour la construction de ses vaisseaux de guerre. Du 13 Septembre 1673, à Nancy."
Насколько четко совершенно далекий от флота человек вник и разобрался даже в деталях кораблестроения!
Напомню, что в 16 веке было сломано много копий по поводу наилучшего соотношения длина к ширине у кораблей. Еще Рэйли писал, что наилучшим будет являться соотношение 1:3.5, но с тех пор размеры кораблей сильно возросли. "Соверин оф зе Сиз" имел отношение длины к ширине как 1:2.8, и в результате оказался сильно рыскающим и неудобным в управлении кораблем. "Роял Джеймс" (1671 год) дотянули до соотношения аж 1:2.9, но тоже не фонтан оказался в управлении.
Кольбер же в "Регламенте"дает четкое указание - корабли первого ранга (70 и выше пушек) стремиться строить в соотношении 1:4, и дает четкие размеры - 148 французских футов длины к 38 футам ширины (соотношение 1:3.89). При этом фрегаты рекомендует строить в тех же пропорциях двухдечными (чтобы иметь возможность вести огонь в шторм).
Расписано все до мелочей, причем часто удивляющих глубиной проработки - как и где ставить квартердек, какая должна быть длина и высота форштевня и кормовой балки, четко указывается длина шканцев, и бака.
Высота первой (нижней) батареи (или поднятие гон-дека над уровнем воды, если угодно) у кораблей первого и второго рангов должно быть равно не менее чем 6 французским футам (2 метрам), и в этом также Кольбер превзошел англичан, поскольку они загружали корабли артиллерией до тех пор, пока до воды не оставалось 2 фута (0,9 метров). Кроме того - у кораблей 1 ранга должен быть запас еще дополнительно в 3 фута (1 метр). Расстояние между портами регламентируется равным 6.5 фр. футов (2.2 метра), и объясняет это суперинтендат тем, чтобы дым орудия одного порта не мешал орудию соседнего порта вести прицельный огонь.
Высота палуб устанавливается в 5.5 футов для нижней палубы, и 5.4 фута для всех остальных.
Отдельно говорится об украшении кормы - оно должно быть легким, чтобы не отягощать корму корабля. Вообще Кольбер стремится отказаться от этих бесполезных украшений.
Ну и Кольбер не был бы Кольбером, если бы не позаботился о быте моряков - он приказывает иметь на ранговых кораблях иметь две кухни - в носу и в корме.
Далее дается указание, чтобы все капитаны и плотники строили корабли именно с учетом этих требований.

Вобщем, весьма интересный документ, наглядно демонстрирующий, как Франция строила корабли, которые потом копировали все и вся.
Tags: политик, французский флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments