George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Перкаль - от фижм и панталон к авиастроению

Вообще я каждый раз безмерно удивляюсь, сколько открытий дала флоту Франция.
В кораблестроении - 74-пушечные линейные корабли - настоящие рейдеры, "истинные фрегаты", "идеальные 40-пушечные фрегаты", мачты с четвертым ярусом.
В питании флота - консервы.

Теперь же есть смысл поговорить о таком изобретении, как перкаль.
Вообще хлопчатобумажную ткань пытались использовать для изготовления парусов с незапамятных времен, но хлопок от постоянного контакта с водой имеет свойство гнить. В результате паруса получались слишком непрочными и слишком недолговечными. Поэтому еще со времен голландского владычества на море хлопок вытеснился льняной тканью (у голландцев эта ткань называлась duck).

Во Франции лен со времен Кольбера был объявлен статегическим товаром. Почти весь север королевства (Артуа, Номандия, Бретань, Пикардия) культивировали этот продукт в интересах флота и армии. Хлопок же закупался французами в Турции и Египте, и использовался для пошива одежд модников и модниц, и постельного белья. Расширение хлопкового производства началось с царствования Людовика XVI, короля флотофила. Тогда был положен запрет на одежду из льна (ибо флот нуждался в парусах и ЗИПах). И все-таки Франция не обладала таким поставщиком льна, как Америка и Россия и ей на государственные нужды конопли совершенно не хватало.
В 1773-м году французские промышленники в Лионе сделали эпохальное открытие, которое в будущем положило начало производству хлопчатобумажных парусов и перкалю. Оказалось, что если хлопчатобумажную ткань вымачивать около двух недель в масле льняного семени - она покрывается масленой пленкой, и гниение хлопка от контакта с водой резко сходит на нет. Тем не менее изначально перкаль использовался для производства женских юбок, фижм, панье, накидок.

На флот же первые паруса из перкаля попали благодаря Анну-Роберу-Жаку Тюрго, барону д’Ольн, ставшему государственным секретарем по флоту в 1774 году. Именно тогда перкаль был опробован во флоте, отзывы по нему были сугубо положительными, новый материал был более легким, нежели льняная ткань, требовал меньше места для хранения. От широкого внедрения останавливало только одно - для производства перкаля нужен был и хлопок, и лен тоже, вернее - льняное масло. То есть от чего пытались уйти, к тому и пришли.

Прорыв произошел в 1803 году, когда французский химик Шене построил первый в мире завод по производству лака из органических смол. Пропитка хлопчатобумажной ткани смолистым лаком резко повысила прочность, эластичность, долговечность получаемого перкаля, и постепенно доля льняных парусов во французском флоте начинает снижаться.

Таким образом начиная с 1806 года перкаль становится полноправным заменителем льна в парусном производстве.

В Англии так же велись опыты с перкалем, особенно усердно - с 1808 по 1810 годы, во времена Континентальной блокады, но поскольку англичане использовали для пропитки спиртовые лаки, которые повреждали структуру хлопчатобумажной ткани, опыты эти были неудовлетворительными. Правильную пропитку для парусов из хлопка британцы смогли получить лишь к 1814 году. С тех пор потребление хлопка постоянно росло, Индия с поставками уже не справлялась, и началась золотая эра King Cotton - хлопка с плантаций южных штатов США.

Позже, уже в конце XIX века, перкаль покрывался более густыми лаками, делался многослойным и использовался для производства корпусов и крыльев самолетов. Например те же самые британские "авоськи" - знаменитые торпедоносцы Фэйри "Суордфиш", приговорившие к смерти немецкий "Бисмарк", и атаковавшие итальянский флот в базе Таранто - это всего лишь бипланы, обтянутые перкалем - материалом из века парусов. В легендарном ИЛ-2, производившемся, кстати, в моем городе, перкаль так же использовался для придания прочности конструкции самолета, а так же для защиты корпуса от влаги.

Так что, покупая нежнейшее постельное белье из перкаля, удивительное по своей долговечности и прочности, вспомните, что эта ткань когда-то слышала не только скрипы мачт, но и залпы линкоров Второй Мировой, надсадный вой сирен и немецких зениток....

Tags: цитатник
Subscribe

  • Греческая революция, часть 4.

    Вскоре к Петербургскому протоколу присоединилась Франция, и теперь эти три страны определяли будущее Греции. Однако — и в этом заключается парадокс…

  • Дефенестрация через призму «Сальто Делчева».

    Как ни странно, но одна из самых кровопролитных в Европе войн началась из(за) окна. 23 мая 1618 года группа чешских протестантов выкинула из окон…

  • Образования псто

    Венеция наверное была единственной страной, где ее суда, входящие в чужие порты, где находились венецианские комиссары по торговле, облагались...…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Греческая революция, часть 4.

    Вскоре к Петербургскому протоколу присоединилась Франция, и теперь эти три страны определяли будущее Греции. Однако — и в этом заключается парадокс…

  • Дефенестрация через призму «Сальто Делчева».

    Как ни странно, но одна из самых кровопролитных в Европе войн началась из(за) окна. 23 мая 1618 года группа чешских протестантов выкинула из окон…

  • Образования псто

    Венеция наверное была единственной страной, где ее суда, входящие в чужие порты, где находились венецианские комиссары по торговле, облагались...…