George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Начало регулярного US Navy

Начало американскому военному кораблестроению было положено в конце XVII века, когда в 1696 году со стапелей верфи в Портленде (Нью-Гемпшир) сошел 50-пушечный корабль «Леопард». Надо сказать, что до конца XVIII века это был самый большой военный корабль, построенный на верфях североамериканских колоний. Дело было в том, что в колониях было развито местное самоуправление, которое не финансировало кораблестроение целенаправленно, верфи были маленькими, администрации верфей не было в помине, корабли предназначались и для торговли, и для возможного каперства. Основным строительным материалом была американская сосна и виргинский дуб, технологии сушки отсутствовали, либо не соблюдались в принципе. Именно поэтому в ведомстве британского Адмиралтейства американские корабли чаще всего проходили по графе «транспорты», «обсервационные корабли» или «суда снабжения» (transports, survey or victualing vessels).

К середине XVIII века на верфях Америки британцы строили фрегаты, шлюпы и малые суда, которые в основном служили либо у североамериканского побережья, либо в вест-индских колониях. Качество колониальной постройки было несомненно хуже, нежели качество британской, да к тому же и более дорогое (корабль в Англии обходился в 16 фунтов 5 шиллингов за тонну водоизмещения, тогда как постройка на верфях Америки стоила в среднем 25 фунтов за тонну водоизмещения). Тем не менее, метрополия старалась насыщать североамериканские верфи заказами, поскольку собственно британские корабелы строили в основном более крупные корабли от V ранга и выше.

Кроме того, на Великих Озерах строились целые озерные флотилии канонерских лодок, прамов, шлюпов, галер и других мелких кораблей и судов.

Основные верфи были сосредоточены в северо-восточных штатах (Портленд, Бостон, Куинси Поинт, Нью-Йорк, Балтимор, Норфолк, Портсмут, Госпорт и ряд других), которые принадлежали частным арматорам.

Поскольку во время американской войны за Независимость основную задачу противостояния Роял Неви взяли на себя французский и испанский флоты, САСШ не стали развивать военное кораблестроение, и, по сути, ограничились каперством и переделкой быстроходных торговых судов в военные корабли. Два самых больших корабля Континентального Флота были переданы американцам Францией – это 42-пушечный корабль французской ОИК «Бохомм Ричард» и 74-пушечный «Америка». Сами американцы ничего крупнее 32-пушечных фрегатов (причем и их - в аптекарских дозах) не строили. После победы в войне за Независимость Континентальный Флот был распущен, а в 1785-м последний оставшийся в строю 40-пушечный фрегат «Альянс» был продан американской Ост-Индской компании Роберта Морриса.

Все изменилось с началом Великой Французской Революции. Теперь верный союзник был прочно занят своими внутренними проблемами, флот Франции слабел день ото дня из-за бегства опытных офицеров-аристократов, и САСШ в гипотетической морской войне могли рассчитывать только на свои силы.

Толчком к созданию американского флота послужили события 1793 года. 8 февраля 1793 года в войну с революционной Францией вступила Англия. Под нажимом правительства Вильяма Пита-младшего к коалиции против Франции присоединились Пруссия, Австрия, Голландия, Португалия, Испания и Королевство Обеих Сицилий. О своем нейтралитете объявили только шесть стран Европы - Швеция, Дания, Генуя, Венецианская республика, Швейцария и Турция. Россия, хотя и щедро помогала деньгами антифранцузской коалиции, войска к Рейну посылать не стала. Таким образом, против одной страны без преувеличения ополчилась практически вся Европа.

Количество войск, стянутое к границам Франции к началу 1793 года, просто поражает: австрийцы выставили 143 тысячи штыков; пруссаки – 77 тысяч человек; голландцы - 20-титысячный корпус в Бельгии; англичане и Ганновер – 30 тысяч там же; Сардинское королевство – 45 тысяч в Италии; Королевство Обеих Сицилий и Португалия – 10 тысяч в Италии; Испанцы – 50 тысяч штыков на Пиренеях. В общей сложности - 375 тысяч солдат[1].

Естественно, американская торговля попала под удар, поскольку торговые связи с Францией были очень крепки. Кроме того – подняли голову алжирские и тунисские пираты. Ранее они боялись высовываться из портов, поскольку там постоянно дежурили сильные эскадры Роял Неви, но теперь английский флот по самую маковку был занят войной с французами, и пираты начали собирать обильную жатву в Средиземном море и Атлантике из торговых судов нейтральных стран.

В декабре 1793 года начались слушания в Конгрессе, и 2 января 1794 года с перевесом всего в два голоса (46 против 44) было утверждено строительство американского военного флота. Уже 10 марта была утверждена кораблестроительная программа 1794 года, которая предусматривала постройку или приобретение заграницей четырех 44-пушечных кораблей и двух 36-пушечных фрегатов для защиты торговли. Скрягами из Конгресса был также добавлен еще один пункт – в случае достижения мирных договоренностей с пиратами строительство или покупка судов может приостановиться.





[1] Географически силы австрийцев и пруссаков распределялись так: Австрия - 50-титысячная армия в Бельгии, 40 тысяч между Кобленцем и Базелем, 33 тысячи межу Маасом и Люксембургом, 20 тысяч под начальством бежавшего от революции принца Конде – на Рейне. Пруссия - 12 тысяч в Бельгии, 65 тысяч на Рейне.

Tags: американский флот
Subscribe

  • Диетология в XIX веке

    Вот мне всегда было интересно в истории два вопроса: «А как у них?» и «Почему именно так, а не иначе?». Особенно когда эти вопросы касаются…

  • Трафальгарское сражение: мифы и рифы

    Сегодня наступила 216-я годовщина Трафальгарского сражения — одного из самых значительных сражений эпохи паруса, завершившего традиционное…

  • Генерал-лейтенант Бурдун XIX века.

    Ты понимаешь, он должен быть миллионером, Лёша? - Нет, не фига! – Почему? Он же продал им его как лом, на чапельники. Иначе они бы его не купили.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Диетология в XIX веке

    Вот мне всегда было интересно в истории два вопроса: «А как у них?» и «Почему именно так, а не иначе?». Особенно когда эти вопросы касаются…

  • Трафальгарское сражение: мифы и рифы

    Сегодня наступила 216-я годовщина Трафальгарского сражения — одного из самых значительных сражений эпохи паруса, завершившего традиционное…

  • Генерал-лейтенант Бурдун XIX века.

    Ты понимаешь, он должен быть миллионером, Лёша? - Нет, не фига! – Почему? Он же продал им его как лом, на чапельники. Иначе они бы его не купили.…