?

Log in

No account? Create an account
 
 
02 June 2013 @ 05:03 pm
Парусный флот и живность на кораблях.  

Вообще за рассмотрениями тактики и стратегии использования флотов как-то совсем забывается о повседневной жизни на корабле. И, чтобы спуститься с небесной тверди на микроуровень, давайте попробуем поговорить о такой теме как люди и животные на кораблях.

Первым, и самым наверное знаменитым и многочисленным представителем фауны на корабле были конечно же крысы. Не верьте рассказам, что какое-то парусное судно по приходе в порт полностью избавилось от крыс. Был только один вариант корабля без этих тварей – только что спущенный со стапелей. Как только на корабле появлялись продукты – появлялись и крысы. Они жрали все – запасы крупы, мясо, сухари, масло, растения и т.д. Когда запасы кончались – крысы вполне питались досками, иногда прогрызая борта и создавая реальную опасность судну. К примеру во время ремонта в Гибралтаре шлюпа «Пегги» в 1756 году при осмотре камбуза было обнаружено, что крысы прогрызли двухдюймовую сосновую доску, отделявшую кладовую от каюты второго лейтенанта. В 1763 году кэптен Лафори (Laforey) сообщал, что на его фрегате крысы отгрызли часть обшивки днища, из-за чего корабль имеет течь.


Естественно, что под столь грозного врага списывали не только его реальные дела, но и все кражи, недостачи и т.д. То есть повар, отрезая кусок бекона в свою кладовую, естественно докладывал о том, что бедный бекон обглодали крысы. Чаще всего кок состоял в сговоре либо с боцманом, либо с мастером (master, самый старший унтер-офицер на парусном корабле) и, естественно, делился украденным. Вообще отговорка «сожрали крысы» вполне оспаривала первенство «подмочены, пришли в негодность и выкинуты за борт».

Но крысы, можно сказать, были невольными спутниками моряков. На них живность совершенно не заканчивалась. Если бы современный человек попал на какой-нибудь военный корабль XVIII века, находящийся в дальнем плавании – он бы принял его за какой-то Ноев ковчег. Прежде всего на борту присутствовали козы овцы, свиньи, гуси, утки, иногда кролики, и даже телята. Присутствовали в качестве будущего жаркого, котлеты или отбивной естественно. Представительство крупного рогатого скота на корабле обычно бывало довольно значительно – например 64-пушечный «Саммерсет» в 1760 году загрузил для плавания в Средиземное море 71 теленка для питания эскадры в Мессине на 3 месяца. Адмирал Эдвард Хоук считал, что разумный запас провизии на линейном корабле – это 40 овец и 12 телят.


Причем Адмиралтейство оплачивало только и исключительно говядину. Если кэптены и старшие офицеры хотели разнообразить меню – овец, свиней, кроликов, куриц, гусей и т.д. они покупали за свои.

Естественно – для такого количества скотины были необходимы целые тонны фуража, а это в свою очередь отнимало полезный груз у корабля, и создавало большие проблемы.

Отдельным вопросом стояли гигиена и чистота на корабле. Если куры, гуси, свиньи, кролики жили в клетках и загонах, то козы, овцы и телята спокойно разгуливали по кораблю. Специально для них на дверях кают и на верхней палубе были развешаны сумки с зерном и крошеным хлебом. Естественно – справляли животные большую и малую нужду где придется, что, в свою очередь, бесило первого лейтенанта, ответственного за чистоту на судне. Легко представить, что во время боя вся эта разгуливающая живность просто мешала морякам исполнять свои непосредственные обязанности.

Следующим видом шли домашние животные моряков – кошки, собаки, ручные крысы. За их присутствие на корабле разгорались настоящие баталии с первым лейтенантом, который чаще всего смотрел на них как на удар по гигиене и чистоте на корабле. Удалось договориться – провел своего Шарика на корабль. Не удалось – Шарик летел безжалостно за борт.

Где-то в середине плавания на корабле начинали появляться экзотические животные – обезьяны, попугаи, иногда даже страусы (один случай вообще пригвоздил меня к стулу от дикого смеха – матросы умудрились провести на корабль носорога!). Эти животные появлялись на корабле с меркантильными целями – по приходе в Англию их можно было выгодно продать. Например попугай Ара на птичьих рынках Лондона стоил 5-7 гиней – для обычного моряка это было практически состояние (так что Сильвер, таскавшийся с попугаем - это вообще-то настоящий, каондовый средний класс, а не опустившийся пьянчужка. Примерно так же сейчас бомжи у нас не имеют в собственности Toyota Land Cruiser). Так же ценились и скупались редкие виды фауны.



        В связи с этим можно рассказать реальный случай, когда в 1758 году кэптен Форрест захватил корабль французской ОИК, на котором «обнаружил живности на 300 тысяч фунтов!», среди всего прочего – медведя-гризли и слона. Оказалось, что судно было зафрахтовано французской Академией Наук, вернее – ее председателем – мсье Реомюром. На призовом суде в Лондоне коллекция животных была признана не государственной собственностью Франции, а частной собственностью Реомюра, поскольку он финансировал экспедицию на свои деньги, и ее вернули во Францию (правда слон к тому времени умер). Корабль же англичане оставили себе, как законный приз.

В 1760-м кэптен Аугуст Харви захватил торговое французское судно, следующее из Алжира, где обнаружил 2 тигров и 3 крокодилов, предназначенных для продажи в Париже богатым коллекционерам. Призовой суд оценил животных в 2500 фунтов.

 
 
 
lenvudlenvud on June 2nd, 2013 01:41 pm (UTC)
Очень интересная статья! Спасибо большое!
Брать с собой животных в целом виде - очень практичное решение при отсутствии морозилки:) Но это же сколько от них грязи... Животные ведь тоже болеют и служат инкубатором для микробов и паразитов. И с этой живностью надо делиться едой и элементарно жилплощадью...
vld_sergio_jrvld_sergio_jr on June 2nd, 2013 01:47 pm (UTC)
хм. там, на парусниках, вообще было не очень чисто... да и душевых кабин не было...
(no subject) - gaivor on June 2nd, 2013 06:29 pm (UTC) (Expand)
vld_sergio_jrvld_sergio_jr on June 2nd, 2013 01:46 pm (UTC)
Можно задать вопрос? Как вы думаете, чем Адмиралтейство руководствовалось, ограничивая официальный рацион флота говядиной? С точки зрения диеты, направленной на набор мышечной массы и снижение процентного содержания подкожного жира, говядина лучшее мясо, но, боюсь, в XVII-XVIII веках об этом не знали... И, говядина, наверное, не самое дешевое мясо, хотя с ценами той эпохи я не знаком...
George Rookegeorge_rooke on June 2nd, 2013 01:57 pm (UTC)
Думаю - прежде всего практичность. Лучше убирать за тремя коровами или быками (15 центнеров мяса из расчета веса скотины в 500 кг), чем за эквивалентом в курицах (даже если брать курицу в 4 кг, то эквивалент 1.5 тыс. кг мяса - это 375 кур, где ж на них места столько взять?)
alexwest1972alexwest1972 on June 2nd, 2013 01:51 pm (UTC)
матросы умудрились провести на корабль носорога!
А подробнее можно?!!!!
George Rookegeorge_rooke on June 2nd, 2013 01:54 pm (UTC)
Re: матросы умудрились провести на корабль носорога!
Да я сам особых подробностей не знаю.
finnian_light on June 2nd, 2013 02:36 pm (UTC)
Сильвер, таскавшийся с попугаем - это вообще-то настоящий, каондовый средний класс, а не опустившийся пьянчужка.
----

Просто интересно, а в каком источнике Сильвер - опустившийся пьянчужка? :)
cyrill_k on June 2nd, 2013 02:49 pm (UTC)
Довольно стандартной практикой перед началом боя было живность за борт, так во многих записях о Трафальгаре фигурируют выкинутые за борт коровы и быки, вмести с ними впрочем тужа же летело все что считалось мешающим в бою, например за борт летела офицерская мебель (ее впрочем бывало привязывали к мачтам, но после особо жарких боев от нее все равно только щепки и оставались) и даже чью то рундуки.
Условия жизни на кораблях кстати были не сильно то и хуже тогдашнего жития бедноты в самой Англии, в ней даже был и свои плюсы помимо вероятных призовых денег.
Franticfrantic00 on June 2nd, 2013 08:56 pm (UTC)
Если вспоминать об условиях жизни, то парусники по сравнению с гребным флотом были еще теми "Хилтонами".

Edited at 2013-06-02 08:57 pm (UTC)
(no subject) - cyrill_k on June 3rd, 2013 08:53 am (UTC) (Expand)
(no subject) - frantic00 on June 3rd, 2013 07:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shunara on July 17th, 2013 07:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shunara on July 17th, 2013 07:53 pm (UTC) (Expand)
yagangrel123yagangrel123 on June 2nd, 2013 02:53 pm (UTC)
*так что Сильвер, таскавшийся с попугаем - это вообще-то настоящий, каондовый средний класс*
Ну разумеется, у него же и таверна была в собственности.
Майор Очевидностьmetaloleg on June 2nd, 2013 03:50 pm (UTC)
"В 1760-м кэптен Аугуст Харви захватил торговое французское судно, следующее из Алжира, где обнаружил 2 тигров и 3 крокодилов, предназначенных для продажи в Париже богатым коллекционерам"

Любопытно, дело в том, что ближайшая популяция тигров к Алжиру - ареал уже вымершего закавказского тигра - Ближний и Средний восток. То есть далеко пришлось тиграм постранствовать с момента поимки...

Edited at 2013-06-02 03:51 pm (UTC)
supermiptersupermipter on August 1st, 2013 12:39 am (UTC)
дзюбей! )
Екатеринаcatherine_catty on June 2nd, 2013 04:21 pm (UTC)
Ноев ковчег!
antoin: captainantoin on June 2nd, 2013 05:07 pm (UTC)
Страусы и носороги - это отлично!

(Как-то режут глаз эти "кэптены")
artjom789 on June 3rd, 2013 12:46 am (UTC)
>>(Как-то режут глаз эти "кэптены")
Чем же эти "кэптены" глаз режут? Не настоящие что-ли?
zalkzalk on June 2nd, 2013 06:12 pm (UTC)
У О'Брайена в "HMS Сюрприз" сказано, что гардемарины крысами разнообразили свое меню, причем неудачливым охотникам "мельников" продавали матросы. Это как, документально подтверждается?
cyrill_k on June 3rd, 2013 08:50 am (UTC)
В частном порядке (на основе писем и дневников) да, более того современная медецина подтвердила древнее моряцкое поверье, что съеденная крыса оберегает от цинги, крысы то витамин C генерируют, пусть и в малых количествах.
(no subject) - zalk on June 3rd, 2013 10:51 am (UTC) (Expand)
satchel17satchel17 on June 2nd, 2013 09:36 pm (UTC)
А как с этой живностью поступали в штормовую погоду, или просто при качке? Ведь сколько хлопот было перевозить кавалерийских лошадей, чтобы они ноги не переломали. А тут козы и слоны.
idiot314 on June 4th, 2013 04:49 pm (UTC)
Подозреваю, что поскольку живность была не ездовой, состояние ее ног не особого волновало кого-либо.
Часть, вероятно, в клетках (кто помельче), часть привязывали.
При этом, уверен, были эпизоды и с со смытой за борт животиной, и с отвязавшейся и выпрыгнувшей добровольно, и с корридой на палубе.
jaerraeth on June 3rd, 2013 07:49 am (UTC)
Общественность требует подробностей про носорога!

А Сильвер как владелец пусть не самой фенешебельной, но все-таки таверны, вполне мог себе позволить и попугая, и чего подороже.
George Rookegeorge_rooke on June 3rd, 2013 05:22 pm (UTC)
С носорогом была история в 16 веке. Везли из Индии в подарок Римскому папе, во время качки носорог впал в бешенство, проломил борт корабля, выпал в море и утонул.
"Manuel decided to give the rhinoceros as a gift to the Medici Pope, Leo X. The King was keen to curry favour with the Pope, to maintain the papal grants of exclusive possession to the new lands that his naval forces had been exploring in the Far East since Vasco da Gama discovered the sea route to India around Africa in 1498. The previous year, the Pope had been very pleased with Manuel's gift of a white elephant, also from India, which the Pope had named Hanno. Together with other precious gifts of silver plate and spices, the rhinoceros, with its new collar of green velvet decorated with flowers, embarked in December 1515 for the voyage from the Tagus to Rome.[16] The vessel passed near Marseille in early 1516. King Francis I of France was returning from Saint-Maximin-la-Sainte-Baume in Provence, and requested a viewing of the beast. The Portuguese vessel stopped briefly at an island off Marseilles,[17] where the rhinoceros disembarked to be beheld by the King on 24 January.
After resuming its journey, the ship was wrecked in a sudden storm as it passed through the narrows of Porto Venere, north of La Spezia on the coast of Liguria. The rhinoceros, chained and shackled to the deck to keep it under control, was unable to swim to safety and drowned. The carcass of the rhinoceros was recovered near Villefranche and its hide was returned to Lisbon, where it was stuffed. Some reports say that the mounted skin was sent to Rome, arriving in February 1516, to be exhibited impagliato (Italian for "stuffed with straw"), although such a feat would have challenged 16th-century methods of taxidermy. In any event, the rhinoceros did not cause a popular sensation in Rome as the living beast had in Lisbon, although a rhinoceros was depicted in contemporary paintings in Rome by Giovanni da Udine and Raphael."
(no subject) - jaerraeth on June 4th, 2013 09:28 am (UTC) (Expand)
oleg_westoleg_west on June 3rd, 2013 11:29 am (UTC)
Нда уж, сколько же места они занимали, половину корабля? :)
Ecorossecoross1 on June 3rd, 2013 01:40 pm (UTC)
-матросы умудрились провести на корабль носорога!

Любители извращений :)
flitched9000flitched9000 on June 4th, 2013 02:58 pm (UTC)
"Полосатый рейс" отдыхает.