George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Строительство Белого Флота в 1880-х

В свое время начал писать статью про американский крейсер "Олимпия", но потом после ознакомления с книгой уважаемого Митюкова об испано-американской войне - бросил.

Все же осталось несколько наработок и куча материала, которой бы хотелось поделиться. В связи с этим ввожу новый тэг "Олимпия". Однако - хочу сразу предупредить - сюда же по возможности и желанию буду вносить материалы о русском Севере времен Гражданский, благо, "Олимпия" принимала участие в этих действиях.

Сейчас же немного о флоте САСШ в 1880-х.

Колониальные флоты середины XIX века представляли собой сборище старинных артефактов. В основном, в отдаленных точках земного шара военные корабли демонстрировали свой флаг и служили пугалом для туземцев. Естественно, что в колонии отсылали то, что уже не могло послужить в метрополиях, однако это сонное царство разрушилось с началом Гражданской войны в Америке.

Пионером рейдерских действий в эпоху пара стали США – а точнее Конфедерация южных штатов. Крейсерство «Алабамы» показало, что может натворить рейдер на неохраняемых коммуникациях, и все страны дружно ринулись искать противоядие от новой напасти. Различные флоты усиленно начали отсылать в фактории более боеспособные корабли, ринулись создавать «охотники на рейдеров». Столкновения крейсеров и «антирейдеров» в тот период показали, что «защитники колоний» должны иметь не только сильное вооружение, но и сопоставимую защиту, дабы потопить противника, но самим при этом не быть потопленными. Строить в большом количестве тяжелых бронированных монстров было не под силу никому – даже владычице морей – Англии. Так родилась идея сплошной бронированной палубы, защищающей механизмы и погреба от снарядов вражеских кораблей, способной увеличить живучесть крейсера  в боевом столкновении, но при этом – сам корабль должен был быть дешевым, дабы его можно было производить в больших количествах.

Первыми бронепалубными крейсерами на морских просторах стали английские «Линдеры» (1882 г.). Эти корабли в 4300 тонн имели броневую палубу толщиной в 40 мм, скошенную к бортам, над машинными и котельными отделениями. Скосы позволяли так же прикрыть и борта, а чтобы еще более усилить защиту по бортам, там так же разместили и угольные ямы. Дальнейшее развитие эта схема получила в крейсерах типа «Уорриор» и «Эсмеральда». Последний, построенный в Англии по заказу Чили, имел броневую палубу на 0.5-0.75 м выше ватерлинии в плоской своей части со скосами к бортам на глубину 1-1.2 м ниже ватерлинии. В зависимости от важности прикрываемого участка толщина палубы варьировалась от 25 до 76 мм. Выше были расположены угольные ямы.

К 1895 году в мире имелось несколько оригинальных проектов бронепалубных крейсеров. Прежде всего, стоит отметить английские «Апполо» (1890г., 3440 т, 20 узлов, два 152-мм орудия, шесть 120-мм и восемь 57-мм пушек, палуба – 51 мм).

Французские бронепалубные крейсера типа «Алжир» (1889 г.) отличались несколько увеличенным водоизмещением (4122 т) и более сильным вооружением (4х165-мм, 8х140-мм).

Стоит так же упомянуть русский бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов», заказанный во Франции.
           Глядя на такое разнообразие проектов бронепалубных крейсеров зашевелились и американцы.


Удивительно, но передовой в 1860-х флот САСШ всего через  20 лет после Гражданской войны представлял из себя кучу старья, однако стремительно растущая морская торговля настоятельно требовала его усиления. Именно в этот период Альфред Тайер-Мэхэн начал свои знаменитые лекции по выгоде морской мощи, на которых было воспитано целое поколение американских адмиралов. Глядя на флоты Великобритании и Франции, политическая и промышленная верхушка США требовала создания мощного современного многоцелевого флота. 3 марта 1883 года Конгресс выделил 1.3 миллиона долларов на новую судостроительную программу, которую американцы назвали «ABCD» - по первым буквам названий четырех новых крейсеров, которые надлежало построить[1]. Еще до окончания строительства на ближайшие 3 года было запланировано заложить еще и 2 линейных корабля и 1 броненосный крейсер– «Техас», «Мэн» и «Нью-Иорк», а 7 сентября 1888 года Конгресс постановил дополнить программу еще 6 бронепалубными крейсерами, среди которых был «Крейсер №6» - будущая «Олимпия». Это были чистые рейдеры – «разрушители торговли». Министр военно-морского флота Уильям Витней, защищая проект, говорил следующее: «Сейчас мы не можем защитить собственное побережье, но мы должны суметь ответить ударом на удар, поскольку в скором времени мы будем в состоянии выставить в море флот «разрушителей торговли» - больших и скоростных крейсеров, способных причинить торговле противника тяжелый и серьезный урон». Витней доказывал – крейсеров, имеющих водоизмещение более 3000 тонн и скорость более 19 узлов у Англии всего 10, у Франции – 5, у Испании – 3, у Японии – 2. Построив 8 таких кораблей Америка стремительно выводила свой флот на второе место в мире. Конгресс утвердил эту доктрину и началось стоительство нового "Белого Флота". 


Продолжение следует.....


[1] «Атланта», «Бостон», «Чикаго», «Дольфин».



Tags: Олимпия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments