George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Ретроспектива создания и развития английского флота

Навеяло обсуждением концепции флотофобии и статьей про русский флот в Таймс в 1853 году.
Давайте попробуем просто посмотреть на создание и развитие РН.
Опустим все опусы про флот короля Альфреда и т.п. Время создания более-менее вменяемого английского флота - царствование Генриха 8. Для чего Генрих начал строить флот - тот же Уинстон Черчиль дает обескураживающий ответ - для политических игр с Францией. Французы после Столетней войны платили нехилые суммы Англии, а потом вдруг отказались выплачивать дань.Вот чтобы возобновить эту дань было принято решение построить большой флот,который мог бы угрожать берегам Франции. Но флот хоть и обладал карраками типа "Гарри де Дье" был по существу заброшенный и ненужный. По крайней мере после смерти Генриха он благополучно сгнил.
Следующая стоительница английского флота - Елизавета. Ей он нужен для более прозаических целей - страна в заднице, и один из способов пополнения бюджета - это ограбление испанских кораблей из Вест-Индии. Были привлечены талантливые управленцы (Хокинс), отличные исполнители (Дрейк) и дело пошло. Флот показал свою нужность. Кстати - тогда англйская торговля была скажем так на уровне плинтуса. Ее невозможно было сравнить с монстрами - Испанией, Португалией, Голландией, Венецией, Генуей и даже Швецией. Основной источник сбыта - рыба, чугун, невыделанная шерсть.
При Якове и Карле I строится большой военный флот, чтобы не зависить от мобилизации торговых судов. Но порядка в РН не хватает. Известен случай, когда при рекрутировании экипажей рыбаки Уэльса в полном составе уплыли к Шпицбергену - лишь бы не идти во флот. Экипаш Эшуренс поднял восстание из-за невыплаты зарплаты. Это 1627 год - год осады Ла-Рошели. При этом Бэкингэм получает гигантские суммы на флот.
Во время англо-голандских войн и революции английский флот качественно превосходит голландские корабли. У него в наличии 100- и 90-пушечники, у голландцев больше 50-пушечников почти нет, причем калибры просто несравнимы. Но на экипажах опять экономят. После победы при Схевенингене английский придворный воскликнул: "И эти нищие оборванцы победили самих голландцев!" Кстати, английская торговля вэто время как выкинутый из гнезда галченок. Навигационные Акты подкосили английское общество, люди беднеют, цены возросли в несколько раз, купцы просят отменить навигационные акты, иначе на острове нечего будет жрать. Английское правительство,после того как голландцы отказались покупать его шерсть, предлагает всем своим купцам в обязательном порядке покупать шерсть. Что они с ней будут делать - правительство не интересует.
Времена Вильгельма Оранского. Англия выстраивает большой военный флот (торговый флот у нее в это время на втором месте в мире), но в войну Аугсбургской лиги Ройал Неви вгоняет в банкротство все государство. Немецкие банкиры отказывают в займах Англии, в то же время этот флот не добился ничего. Численный состав - 130 ЛК, из них в море могут выйти 15, на больше не хватает ни экипажей, ни провианту,ни запасов.
И только после войны за Испанское наследство и во времена Питта торговый флот Англии становится соразмерен военному. Только тогда у Ройан Неви появляется, что защищать.
Tags: Ройал Неви
Subscribe

  • О навигации XVI века

    Тут следует упомянуть вот что. Предполагая обойти вокруг Британских островов и вернуться в Испанию, командиры Армады допустили стандартную для своего…

  • Немного про Армаду

    Испанские капитаны довольно хорошо знали ирландское побережье от Балтимора (мыс Клир) до острова Валентия (графство Керри), а так же от Слаго до…

  • Немного о Лепанто.

    Наверное, начать стоит с завоевания Греции, что дало Порте возможность контроля за почти всем Восточным Средиземноморьем. Но именно в Греции…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • О навигации XVI века

    Тут следует упомянуть вот что. Предполагая обойти вокруг Британских островов и вернуться в Испанию, командиры Армады допустили стандартную для своего…

  • Немного про Армаду

    Испанские капитаны довольно хорошо знали ирландское побережье от Балтимора (мыс Клир) до острова Валентия (графство Керри), а так же от Слаго до…

  • Немного о Лепанто.

    Наверное, начать стоит с завоевания Греции, что дало Порте возможность контроля за почти всем Восточным Средиземноморьем. Но именно в Греции…