George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Последний пост 2012 года

Прежде всего хотел бы сказать спасибо всем читателям журнала. Ребята, его делаю даже не я, его делаете именно вы, превращая монолог в диалог.
Теперь немного об этом самом ЖЖ. Что я могу сказать? Немного статистики. Журнал создан в ноябре 2008 года. За это время здесь было размещено 704 поста, получено 9466 комментариев, на которые я дал 4589 ответов. Количество френдов перевалило за 750 и упорно идет к тысяче. Я не ожидал, когда задумывал этот журнал, что будет это именно так. Но тем не менее - это приятно. Значит есть люди, которым интересны не только современные политические дрязги, но и история давно минувших дней, в частности - история парусного флота.
После праздничных каникул я по мере возможности и здоровья попытаюсь размещать посты в журнале, постараюсь, чтобы они были интересными, ну а так это или нет - решите вы сами.
Напоследок - естественно картинка парусника во льдах, что стало для меня в свое время традицией в последнем посте уходящего года, ну и небольшой подарок читателям.

"Эребус" во льдах, 1846 год.
Национальный военный музей, Гринвич.

Ну и подарочек

На Цусиме во время обсуждения англо-испанской войны довольно сильное неприятие вызвало описание того бардака, который царил к концу войны с каперством и выдачей каперских свидетельств. Многие поспешили меня обвинить в англофобии, клиническом случае испанофилии и т.д. Так вот, чтобы не быть голословным и показать, что все таки лучше наверное задумываться не над национальными факторами, а просто разбираться в системе администрирования и управления процессом, я попытаюсь дать отрывки  о положении в Дюнкерке в 1688-1713 годах. Все данные взяты из статьи "Экипажи корсаров при Людовике XIV, 1688-1713", которую я читал в книге Бромли "Корсары и флоты, 1600-1760 г.г."

Итак, эпизод первый
В письме от 7 января 1690 года восемь дюнкеркских судовладельцев, среди которых и знаменитый Жан Бар, пишут морскому министру Сеньелэ среди всего прочего, говоря о своих матросах: "Эти животные могут без какой-либо причины самовольно оставить службу, если найдут более прибыльную работенку, причем когда все контракты подписаны, а мы (судовладельцы) уже начали оснащать корабли и потратились на вооружение и припасы." Далее в письме сообщается необходимое количество матросов на сезон и пишется о бунтах во время невыплат. Связывают такое положение дел судовладельцы с тем, что большинство матросов - иностранцы, приезжая лимита (на 1690 год из 4000 матросов в Дюнкерке только 500 были французами).

Эпизод второй.
Отчет Торговой Палаты Дюнкерка контролеру флота Вержьеру.
Там говорится о жесточайших злоупотреблениях и обходе закона корсарами. Связывают это с тем, что на корсарском флоте просто засилье иностранцев. Причем в отчете пишется: "лучшими моряками можно признать датчан, шведов и норвежцев, тогда как недисциплинированнее всех - англичане и голландцы". Далее говорится, что из 4000 зарегистрированных Палатой каперов лишь 3000 имеет лицензии (знаменитые корсарские письма), тогда как еще 1000 составляют бывшие рыбаки, выходящие в каперство незаконно, и грабящие не только вражеские, но и союзные, и даже свои корабли, причем часто - без предъявления своих призов в призовом суде. По сути эти рыбаки являются настоящими пиратами, с которыми "нет возможности бороться".

Эпизод третий.
Письмо Ибервилля комиссару Гастину от апреля 1692 года.
Ибервилль помимо традиционных жалоб на большое количество иностранцев приводит так же интересные данные по возрастному цензу своих команд. Так, в экипаже "Анж-Гардиан" из 51 человека 17 новичков (то есть в первый раз вышли в море) и 18 юнг. В экипаже 14 матросам более 60-ти лет, а одному даже 70-т!! На "Мари Франсуаз" из 46 членов экипажа 17 новичков и 15 юнг, и 10 инвалидов, причем из последних двое - с искалеченной ногой, двое - со сломанными ребрами, двое - плохо видят, один - с плохо сросшимся бедром, один - без стопы, один - болен падучей болезнью, один - чахоточный.

Выдача каперских свидетельств достигла своего пика в 1695-1696 годах, и в это же время суды, и обычные, и призовые, просто завалены жалобами французских коммерсантов и рыбаков, которых грабят свои же каперы, сбывая и добычу и корабли через призовые суды и отстегивая взятки работникам призовых судов. Примерно то же самое происходит в 1706 -1709 годах, но там появляется и новый признак, очень плохой для регулярного французского флота - в экипажах корсаров появляется много, причем очень много, бывших офицеров регулярного флота. Иногда их гораздо больше в списках состава, чем просто нанятых моряков. Так на 50-пушечном корсаре "Маргарита" из Сен-Мало 93 человека были офицерами флота из экипажа в 164 человека. Говорить это может только об одном - финансирование регулярного флота на этот момент находилось в глубокой заднице. Тогда же видно и постепенное истощение людских ресурсов для каперства - свидетельств выдано столько, что в матросы часто пытаются нанять булочников, сапожников, ремесленников, аптекарей и даже нищих. Профессионализм контингента постоянно падает, жалобы от судовладельцев идут одна за другой.

Честно сказать, читая все это, я понимаю, что примерно то же самое творилось и в Англии 1597-1601 годов, когда корсарских патентов было выдано огромное количество, и людей, тем более людей знающих, просто не хватало. Точно так же и проблема иностранцев стояла достаточно остро - Уолсингем в своих бумагах за это время не раз и не два отмечает данный факт. Вобщем, проблемы организации корсарской войны англичанами в 1585-1601 годах и французами в 1688-1713 годах были абсолютно идентичны, и совершенно не зависели от их национальности. Погоня за длинным рублем обескровила торговый флот, заставила арматоров паразитировать на каперстве, из-за проводимой политики резко возросли коррупция и пиратство. И дело тут не в англофобстве или франкофильстве, а в объективной реальности.
Tags: капер, корсар
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • Задолго до Дайнерис Бурерожденной))

    Была у сэра Томаса Стакли и еще одна мечта – это какая-нибудь, хоть завалящая, но корона. Еще в 1570-м он делился с Хуаном Австрийским «хитрым…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • Задолго до Дайнерис Бурерожденной))

    Была у сэра Томаса Стакли и еще одна мечта – это какая-нибудь, хоть завалящая, но корона. Еще в 1570-м он делился с Хуаном Австрийским «хитрым…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…