George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

"О бедном Кассарде замолвите слово..."

 Корсарский капитан Кассард.

Знаменитый корсар родился в Нанте, 30 сентября 1679 года в семье торговцев. С 14 лет он плавал на торговых судах, принадлежавших его семье, совершил несколько походов на Антильские острова и в Новую Голландию. С началом войны Аугсбургской лиги служил в военном флоте, плавал с Дю Кассом. В 1697 году на мортирном судне «Эклатан» он участвовал в набеге на Картахену Индейскую.

 

25 мая 1700 года Кассард получил звание капитана и был принят на военную службу. В Сен-Мало в 1705 году он вооружил корвет «Сент-Гилльом», с которым отправился в крейсерство к берегам Ирландии. 28 августа около Корка он атаковал караван из 12 рыболовных судов, и все их захватил. В 1707 году Кассард вышел в море на «Дюшес Анн», в районе Уэссана он обнаружил английский конвой из 13 торговых судов под эскортом 48-пушечного приватира «Жерсей». Корсар атаковал британцев, взял на абордаж «Жерсей» и захватил всех купцов. В 1708 году Кассард на «Дюшес Анн» и переоборудованный в корсарский корабль «Жерсей» отправились к берегам Ирландии где захватили множество призов. В районе Лондондерри Кассард столкнулся с 38-пушечным английским фрегатом «Эксетер», который вступил в бой, но, получив сильнейшие повреждения, еле ушел к Ливерпулю. На следующий год по личной просьбе Жерома Поншартрена корсар отправился на Средиземное море  - помочь провести во Францию караваны с зерном. Дело в том, что осень 1708 года выдалась во Франции очень дождливой, в декабре неожиданно ударили морозы, которые погубили всю пшеницу. В стране начался голод и Людовик закупил зерно у берберов и турок. Однако эти суда, доверху загруженные пшеницей, не могли дойти до Марселя или Тулона – в Средиземном море господствовал английский флот и драгоценный груз мог быть легко захвачен.

В начале 1709 года Кассард вышел из Тулона с 66-пушечным «Эклатан», 58-пушечным «Серьё» и 6-пушечным «Дилижент». Около острова Табарка он встретил конвой в Марсель из 25 судов, который и взял под охрану. На следующий день впередсмотрящие заметили английские корабли и Кассард пошел в атаку. Хотя противник имел 5 линкоров, но сражался нерешительно и корсару удалось отбить англичан и провести конвой в Марсель.

Следующим делом стала защита французского Смирнского конвоя. В середине декабря из Тулона вышел большой торговый караван из 84 торговых судов, 4 линкоров и 2 фрегатов[1], на который неподалеку от Сицилии напали 8 английских кораблей. Эскорт смог с большим трудом отбиться от атаки противника, но весь конвой теперь был заблокирован в заливе Хуан. На выручку начальник Тулонской эскадры послал отряд Кассарда, который вышел с 70-пушечным «Парфет», 60-пушечным «Серье» и 52-пушечным «Фенни».  29 декабря 1709 года (по старому стилю) отряд Кассарда встретил у Сицилии английские 64-пушечный «Пэмброк» и 36-пушечный «Фалькон». Французы подняли английские и голландские флаги и благодаря этой уловке смогли сблизиться с британцами вплотную (Кассарда приняли за эскадру вице-адмирала Бейкера). После ожесточенного боя (только на «Пэмброке» 140 убитых, в том числе капитан) англичане были взяты на абордаж – все решило численное преимущество корсаров. За это дело Кассард получил чин капитана фрегата.

В наступившем 1710 году корсар планировал атаковать английские транспорты в бухте Вадо (Каталония), но по данным разведки там оказалось еще и 15 английских линкоров, поэтому Кассард отказался от боя.

В 1711 году по просьбе самого короля корсар согласился на прямо-таки самоубийственную задачу - сопроводить торговые суда в Стамбул, загрузиться там зерном и привести караван в Испанию. Следует понять, что в это время в Средиземном море безраздельно господствовали эскадры англичан и голландцев, поэтому поход в Стамбул был равносилен путешествию по тылам врага. 43 транспорта с эскортом из «Парфет», «Нептюн», «Серьё» и «Фендант» вышли из Тулона в начале апреля. Около Сардинии их обнаружили английские дозорные фрегаты, но в сумерках французам удалось скрыться. Недалеко от Мальты Кассарду удалось захватить один голландский транспорт, корсар вспоминал, что атаковал это судно «не по особой надобности, а ради секретности нашего следования». Каперу удалось дойти до Стамбула и вернуться через все море обратно – он оставил торговые в Паламосе, где снабжалась армия Вандома.

Одним из самых значительных событий в Вест-Индии стал, конечно же, поход эскадры Кассарда.  В 1712 году с  кораблями «Нептун», «Темерер», «Руби», «Парфет», «Весталь», «Медюз», флейтами  «Принс де Фриз» и «Алигр», а так же  и двумя кайками «Анн» и «Мари» он отплыл к берегам Америки с целью разорить колонии англичан, голландцев и  португальцев. Первыми попали под горячую руку Кассарда острова Зеленого мыса  - город Сантьяго был взят за 4 часа и на него была наложена контрибуция в 3 миллиона ливров золотом. Свои требования корсар подкрепил десантом из 1000 моряков.

Получив деньги Кассард отплыл к Антигуа, где бомбардировал английскую колонию. В результате англичане согласились выплатить около 2.5 миллионов ливров золотым песком и сахаром. Далее он проследовал к Суринаму, потом к острову Святого Евстафия, а так же к Кюрасао. Со всех колоний были собраны богатые выкупы, в общей сложности  - более 3 миллионов ливров, а так же 15000 голов сахара. По возвращении с богатой добычей он был принят королем Людовиком. На аудиенции Луи попросил корсара отдать ему все золото и серебро в обмен на ассигнации, поскольку королю нечем было расплачиваться с армией. Кассард согласился, он получил орден Святого Людовика на шею и 625 тысяч ливров бумажками. В 1715 году стоимость ассигнаций упала в четыре раза. Кассард, быстро растратив обесценившиеся деньги, начал бесконечную тяжбу с купцами и правительством. Вскоре он по-настоящему стал нуждаться, хотя ему помогали его друзья-корсары, к примеру – Дюгэ-Труэн, который очень ценил Кассарда. В 1736 году Кассард написал очень яростное письмо кардиналу Флери (первый министр Людовика XV), где не стеснялся в выражениях. Письмо заканчивалось так: «Я требую обратно свои 3 миллиона ливров». Флери не стерпел таких оскорблений и настоял на заключении корсара в крепость. Последним прибежищем капера стала тюрьма в крепости Хэм, куда он был препровожден в июле 1736 года. Кассард умер в заключении 21 января 1740 года.

 



[1] «Темерер» (60), «Тулуз» (60), «Этандю» (50), «Флерон» (50), «Ирондель» (36), «Весталь» (36).

 

 


Tags: капер, корсар
Subscribe

  • Тяжела доля гегемона, послекрымское

    Я со своим обычным "везением" немного приболел прям 31-го декабря, поэтому все новогодние праздники сидел дома. Ну и поскольку делать особо было…

  • Опять около Крымской

    За Венгерский поход Николая I не пинал только ленивый. Вернее – ленивый, не знающий истории. Тем удивительнее, что в тот же самый момент…

  • Крымская война. Новая война по старым правилам.

    Вторая часть Крымской, где мы разбираем технику и технологию. К вышеизложенному то, что хотелось бы добавить. Когда сам прослушал ролик, было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Тяжела доля гегемона, послекрымское

    Я со своим обычным "везением" немного приболел прям 31-го декабря, поэтому все новогодние праздники сидел дома. Ну и поскольку делать особо было…

  • Опять около Крымской

    За Венгерский поход Николая I не пинал только ленивый. Вернее – ленивый, не знающий истории. Тем удивительнее, что в тот же самый момент…

  • Крымская война. Новая война по старым правилам.

    Вторая часть Крымской, где мы разбираем технику и технологию. К вышеизложенному то, что хотелось бы добавить. Когда сам прослушал ролик, было…