George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Французы в Индии.

Первые попытки проникновения французских торговцев в Азию начались еще в XVI веке. Между 1525 и 1530 годами несколько нормандских судовладельцев снабдили несколько кораблей для торговли с Востоком.

В мае 1528 года из Анфлера вышел неф «Мари де Бон Сюкор» с французскими товарами. К концу года он благополучно доплыл до Диу, но французы не смогли заинтересовать своими товарами индусов и несолоно хлебавши вернулись обратно.

3 апреля 1529 года два малых корабля «Пансе» и «Сакр» отплыли из Дьепа и пришли на Суматру, где пытались вести торговлю, однако были атакованы аборигенами и едва унесли с острова ноги. Корабли принадлежали нормандскому арматору Жану Анго, командовали кораблями братья Жан и Рауль Парментье. В 1531-м в Дьеп вернулась горстка выживших с несколькими бочками черного перца. Это было все, что смогли привезти торговцы.

Свою лепту внесли португальцы, бывшие тогда господами Индийского океана. Колонии конкурентов подвергались нападениям и разорялись. В последние годы XVI века в Азии появились голландцы и англичане. Вскоре настала очередь и французов. Генрих IV закончил эпоху религиозных войн во Франции и в 1601 году была организована «Компания продавцов», в которую вошли коммерсанты из Сен-Мало, а так же граф Франсуа де Лаваль и герцог д’Витри. В Уставе компании было указано среди всего прочего, что она «будет искать пути в Индию и Азию, чтобы обрести богатства для королевства».

Министр финансов герцог Сюлли дал новой организации торговые привилегии, а так же оснастил за государственный счет два судна – 400-тонный «Круассан» и 200-тонный «Корбэн». 18 мая 1601 года они отплыли из Сен-Мало, на борт был нанят голландский шкипер, знакомый с азиатскими водами. Корабли доплыли до Индийского океана, однако «Корбэн» вылетел на мель и утонул в районе Мальдивскийх островов, а «Круассан», достигший Суматры и имевший груз специй, на обратном пути погиб в шторм у Азорских островов.

В результате «Компания продавцов» разорилась.

2 марта 1611 года Жерар де Рой получил от Марии Медичи (бывшей тогда регентшей при малолетнем короле Людовике XIII) монополию навигации в индийских водах сроком на 12 лет. В 1613 году де Рой снарядил флейт «Сент-Луи» и нанял английского капитана, повздорившего с английской ОИК. Однако компания эта недолго пользовалась своей монополией – в обход своего же указа Мария Медичи дала привилегию торговли с востоком купцам из Руана, поскольку патроном этих товарищей был адмирал Франции Монтгомери, и купцы эти пообещали адмиралу большую долю от прибыли. Новую компанию назвали «Моллукской компанией» и уже в 1615 году в Ост-Индию были посланы два небольших судна. В 1616 году эти суда благополучно вернулись в Сен-Мало, а в Индию ушли еще три торговца. Эти корабли удачно торговали с Явой, но обратно пришли лишь два из них, еще одно захватили в1618 году голландцы. Однако вояж оправдал себя – корабли привезли товара на 1 миллион ливров.

В 1619 году компании Роя и Монтгомери были объединены, и торговцы Сен-Мало и Лиможа послали в Ост-Индию три судна, но по дороге два из них были захвачены голландцами, и привезенного товара хватило лишь на то, чтобы оправдать рейс. В 1620 году Монтгомери умер и компания начала тихо угасать.

Subscribe

  • Кому война а кому мать родна

    Опять пример креветок и устриц из бескрайнего белорусского моря, или - ничто не ново под луной. Как известно, 29 мая 1585 года Филипп II объявил…

  • Железный дядька

    В середине 1586 года в Лондон пришли сразу три ужасные новости - экспедиция Лестера в Нидерландах разбита, сам Лестер мертв, а король Шотландии…

  • Про "Родину слонов"

    Давеча вышел у меня разговор с одной дамой, которая наголубом глазу утверждала, что корабль Нансена "Фрам" - есть цельнотиснутая идея,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments