George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Строительство английского флота в 17 веке (в помощь Alarik o'Shie)

В 1618 году англичане ввели для больших судов деление на 4 ранга: Ships Royal  - королевские суда с вооружеением 42-55 пушек, Great Ships – «большие корабли» с 38-40 орудиями, Middling Ships – «средние корабли» с 30-32 орудиями, Small ships – «малые корабли», позже они стали фрегатами, несли не менее 30 пушек.  Это деление изначально имело совершенно прозаические цели – на больших кораблях зарплата матросов и офицеров была больше. Классификацуия эта несколько раз изменялась, на 1650 год оно было следующим: корабли I ранга несли 40-80 орудий и имели команду в 350-600 человек. Корабли II ранга несли от 40 до 48 орудий и имели команду от 200 до 300 моряков. Корабли III ранга – 30-34 орудий, 120–200 человек, IV ранг – от 14 до 25 орудий, от 100 до 110 человек. «Ранговость» корабля зависела не только отчисленности экипажей и  количества орудий, но и от калибра пушек. В списке Лорда-Адмирала на 1 марта 1652 года корабли классифицировались следующим образом: I ранг - 60-100 пушек, 300-600 человек, II ранг - 52-60 пушек, 260-280 человек, III ранг - 40-50 орудий, 180-200 матросов, IV ранг - 30-40 пушек, 120-150 человек, V ранг - 18-24 пушки, 60-90 человек и VI ранг -  10-12 орудий, 25-50 матросов.

 

Уже во время Елизаветы англичане разработали новый тип корабля – ярким примером тому может служить «быстрый галеон» «Ривендж», созданный королевским корабельным мастером Мэтью Бейкером, с которого убрали все надстройки и башенки, заузили корпус (соотношение длины к ширине – 3.5:1), и поставили большое количество пушек. Уолтер Рейли, корсар Ее Величества Елизаветы, в своей книге «Властелин мира», написанной в заключении в Тауэре, сформулировал правила для кораблей будущего:

1) длина корабля по килю (длина по ватерлинии была на несколько метров больше вследствие подъема носовой части) должна равняться трем ширинам, а ширина трем осадкам, считая последнюю не более 5 м;

2) тяжелые надстройки хотя и способствуют красоте корабля, но, как перегружающие его и ухудшающие маневренность, должны быть сокращены.

3) на крупных кораблях следует иметь 3 палубы, из которых нижняя должна быть на 0,6 м выше ватерлинии, чтобы нижняя батарея пушек могла действовать при волнении на море;

4) палубы должны быть непрерывными и не прерываться каютными переборками, чтобы не уменьшить этим крепости корабля.

В первой четверти XVII века в Англии соперничали несколько семей потомственных кораблестроителей, среди которых, конечно же, выделялись Дины, Бейкеры и Петты. Именно Финеас и Питер Петты построили новый тип военного парусного судна – линейный корабль.

В 1610 году на королевской верфи в Вулвиче был спущен на воду 55-пушечный корабль «Принс Ройал» водоизмещением 1200 тонн. Он отличался от своих предшественников тем, что имел три артиллерийские палубы – нижнюю, среднюю и верхнюю. Корабль нес тяжелые орудия на нижнем деке, а на среднем деке, верхней палубе и квартердеке – только легкие пушки. Длина корабля составила 115 футов[1], ширина – 43.6 фута, осадка – 18 футов, на судне было четыре мачты, первые две несли прямые паруса, и вторые две – латинские. Такая компоновка была признана избыточной, четвертую мачту вскоре сняли, так появилось классическое парусное вооружение типа «корабль».

В 1637 году в том же Вулвиче на воду было спущено еще одно уникальное парусное судно – 102-пушечный «Соверин оф зе Сиз». Именно его называют первым настоящим линкором в истории. Корабль имел размерения 127 х 46.6 футов, три артиллерийские палубы, осадку – 19 футов 4 дюйма. Водоизмещение нового линкора было равно 1522 тоннам. Размещение пушек было следующим: на нижней палубе - 30 пушек (пушки и полупушки), на средней - столько же (кулеврины и полукулеврины), на верхней — 26 пушек меньшего калибра; кроме того, под полубаком 14 пушек, под полуютом 12 и много амбразур в надстройках для ручного огнестрельного оружия. Общее число орудий на этом корабле было 126[2]. Корабль имел 11 якорей с соответствующими якорными канатами; самый большой якорь весил 4400 фунтов[3]. Общая стоимость постройки и оснащения нового корабля составила 26 177 фунтов стерлингов.

Сын Финнеаса – Питер Петт в 1645 году построил первый «истинный» фрегат – 32-пушечный «Констант Уорвик», который имел такое же парусное вооружение, как и «Соверин», но пушки у него были расположены на одной артиллерийской палубе. По мысли разработчиков подобные корабли должны были выполнять роль разведчиков в составе эскадры линейных кораблей, а так же конвоировать торговые караваны. Размерения корабля: водоизмещение – 315.5 тонн, длина – 85 футов, ширина – 26.5 футов, осадка – 13.2 фута, на артиллерийской палубе было расположено 12 кулеврин, 12 полукулеврин и 10 малых пушек. По его подобию была заказана целая серия фрегатов, множество из которых было построено к 1651 году.



[1] 1 метр = 3,286 фута.

[2] На кораблях традиционно не считают пушки калибром менее 4 фунтов. Поэтому «Соверин оф зе Сиз»  числился 102-пушечным.

[3] 1 английский фунт = 453,56 грамм.

 


Tags: Ройал Неви
Subscribe

  • Французские фрегаты против английских линкоров

    Давайте посмотрим правде в глаза. Все мы в части сражений на море воспитаны на английской или англофильской литературе и принимаем на веру только…

  • Вы же помните адмирала Линуа?)

    Ну тот, который глупейше упустил конвой ОИК у Пуло-Аура? Так вот, когда в 1806 г. Линуа попал в плен, Наполеон лично отказался его обменивать, и…

  • Очень интересное замечание

    В тему споров - какой численности должен быть экипаж парусного корабля XVIII века. Ну и в копилочку о "стандартном фрегате в 150 человек экипажа".…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments