George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Испания и флот

Меня и Эдуарда на разных форумах часто спрашивают, почему Испания так и не смогла стать великой морской державой в XVII-XVIII веке. Я уже несколько раз высказывался по этому поводу, подходя к этому вопросу с точки зрения товарища Карлы Маркса. Сейчас же хотел бы остановиться еще на одном аспекте.
Прежде всего стоит отметить, что по количественному критерию испанский флот на момент окончания Тридцатилетней войны еще был крупнейшим в мире - его почти догнал голландский флот, но голландцы имели большое количество малых судов, тогда как испанцы превосходили своих оппонентов в количестве капитал-шипов раза в два (вот наверное когда родился украденный позже англичанами тезис "двойного стандарта"), правда испанцы уступали английскому флоту (третьему в мире) по весу залпа (англичане ставили на свои корабли крупнокалиберные пушки). Но к середине XVII века в испанском флоте на командных постах служило огромное количество иностранцев - ирландцы (тот же граф Тирконелл), итальянцы, фламандцы, немцы, французы, баски, португальцы. И именно в этот момент флот постепенно начал восприниматься гордыми жителями Кастилии как инородное образование. Нет, все прекрасно понимали, что флот нужен. Все понимали, что серебро из Америки доставляется на кораблях. Но именно военный флот они рассматривали как создание рабочих мест для гастарбайтеров.
После отхода от тактики абордажа (а испанская пехота была лучшей в мире на тот момент), количество гастарбайтеров и чеченцев и дагестанцев всяких басков с каталонцами на кораблях еще более увеличилось, флот начали воспринимать как какое-то зло.
После окончания войны с Францией в 1654 году Кортесы продавливают законы, ограничивающие количество "легионеров" в клубах во флоте, большое количество профессиональных моряков дезертирует в Англию, Голландию, Италию, даже к берберийским пиратам. Замораживаются кораблестроительные программы. Вводятся ограничения, а потом и запрет на службе во флоте представителей других конфессий, кроме католиков.
Болезнь и смерть флота проходила долго и мучительно - с 1654 года по 1702 год. И понадобилась кардинальная смена династии и власти, чтобы испанский флот воспрял духом. Опять на высоких постах появляются иностранцы - французы, ирландцы, англичане, итальянцы. Опять в качестве матросов - баски, французы, итальянцы,немцы, фламандцы, даже англичане. И опять неприятие обществом этих изменений, опять бурление по поводу того, что понаехали тут деньги налогоплательщиков тратятся на трудоустройство гастарбайтеров.
Ко второй половине 18 века чтобы поднять престиж флотской службы во флот отдаются представители королевской фамилии - к примеру небезызвестный адмирал Фредерико Гравина (внебрачный сын короля Карла III), государство делает все возможное для пропаганды нужности флота и привлечения в него самих испанцев. Однако здесь, как и во Франции, сказался малый мобилизационный ресурс - абсолютное большинство населения Испании не зависело от моря и не было связано с морем. Правящий класс так же не понимал увлечения королей флотом - удивительное дело, серебро дворяне получать очень любили, а вот флот, который по сути обеспечивал приток серебра в Испанию - нет. Хотя конечно было несколько династий знатных семей, связанных с флотом - чего только стоит фамилия Мендоса.
Вобщем проблема стояла не только в том что "низы не хотели" - "верхи так же не могли". Поэтому испанцы с большим удовольствием отдавали раз за разом свои коммуникации под защиту французов - что в войне за Испанское наследство, сто в войне за Австрийское наследство, что в Наполеонику, что во время войны за Независимость США.
Tags: испанской флот
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • Задолго до Дайнерис Бурерожденной))

    Была у сэра Томаса Стакли и еще одна мечта – это какая-нибудь, хоть завалящая, но корона. Еще в 1570-м он делился с Хуаном Австрийским «хитрым…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • Задолго до Дайнерис Бурерожденной))

    Была у сэра Томаса Стакли и еще одна мечта – это какая-нибудь, хоть завалящая, но корона. Еще в 1570-м он делился с Хуаном Австрийским «хитрым…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…