George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Кругосветный вояж Джорджа Энсона. Часть I.

Эдуард Созаев (г. Москва)
Сергей Махов (г. Самара)

Кругосветный вояж Джорджа Энсона.
 
В конце лета 1739 года английское правительство помимо эскадр Вернона и Огля, направлявшихся в Карибское море, решило снарядить экспедицию к тихоокеанскому берегу Южной Америки. Задачей экспедиции был грабеж испанских колоний (прежде всего Лимы – «серебряных ворот» в Тихом океане). Командующим назначили кэптена Джорджа Энсона, которому дали временное звание коммодора[1]. Состав отряда был следующим: 60-пушечный «Центурион» (флагман, коммодор Джордж Энсон, эсквайр), 50-пушечные «Глостер» (кэптен Ричард Норрис) и «Северн» (кэптен Эдвард Легг), фрегаты «Перл» (40 орудий, кэптен Мэттью Митчелл) и «Уоджер» (24 орудия, кэптен Денди Кидд), а также шлюп «Трайал» (8 орудий, 200 тонн, лейтенант Джон Мюррей). С собой взяли два транспорта с припасами и провизией – пинк «Энн» и шхуну «Индастри». Согласно правительственному указанию Энсон должен был взять с собой 500 солдат, но армейские, словно в насмешку, предложили ему набрать стариков, раненых, больных и инвалидов[2], доживающих свой век в Пансионе Челси. В результате отобрали всего 259 солдат, причем некоторые прибыли на корабли на носилках. Недостающих решили заместить морпехами, которые – наоборот - были еще зелеными юнцами, не знающими даже, как заряжается пушка. Начальником сухопутного отряда, который Энсон язвительно охарактеризовал, как «сплав молодости и опыта», назначили подполковника Крекерода. Коммодор понимал, что времени на обучение у него нет, но плавание обещало быть долгим, там можно было заняться и боевой подготовкой.
В середине августа 1740 года эскадра была готова к выходу, но ее задержали сильные ветра, поэтому смогли выйти только в начале сентября. Согласно указаниям Адмиралтейства Энсон должен был сопроводить из Дувра с Спитхед большой конвой из 152 транспортов, что и было сделано к 18-му числу. Экспедиция взяла курс на португальскую Мадейру (Португалия тогда оставалась нейтральной), куда прибыли 26 октября. Энсон посетил губернатора острова, который сообщил ему, что три дня назад в направлении Вест-Индии проследовали семь или восемь линейных кораблей, принадлежащих Испании, которыми, по слухам, командовал хефе ди эскуадра[3] дон Хосеф Писарро[4]. Как оказалось, испанцы, извещенные французами о выходе отряда Энсона, послали вдогонку блокирующую эскадру, однако Писарро посчитал, что англичане перебрасывают дополнительные силы в Карибское море, поэтому на всех парусах проследовал к Кубе. Энсон выслал на разведку «Трайал», шлюп выдвинулся на 8 лиг к западу, но не смог никого обнаружить. Успокоенный сообщением от Мюррея, коммодор направил корабли к португальскому острову Санта-Катарина у побережья Бразилии (недалеко от границы с Уругваем).
21 декабря английская эскадра имела справа по траверзу город Флорианополис, и к полудню бросила якорь у португальского островка. К этому моменту на английской эскадре находилось большое количество больных (с одного только «Центуриона» было передано на берег 80 человек). Корабли сразу же встали на полную чистку, палубы мыли уксусом, чтобы предотвратить заразные болезни в убийственном бразильском климате. Загрузили большое количество провизии, так как по плану Энсона это был последний дружественный порт на пути к тихоокеанскому побережью Южной Америки. Губернатор Санта-Катарины, имея под боком обширные испанские колонии, и опасаясь недружественного отношения испанцев, сразу же сообщил донам об отряде Энсона. Эта весть долетела до Писарро. Более того – дон Хосеф узнал, что настоящей целью английской экспедиции являются Южные моря (так в Испании называли атлантическое и тихоокеанское побережья Южной Америки), поэтому, даже не успев загрузиться провизией после долгого перехода, взял курс на уругвайский порт Мальдонадо. Однако Энсон имел очень большую фору, а Писарро опоздал – англичане еще четыре дня назад миновал бухту Мальдонадо и направился к мысу Горн. Хефе ди эскуадра, также не заходя в порт, пустился в погоню.
В районе Огненной Земли (со стороны Атлантики) обе эскадры, находящиеся к тому времени в двух лигах друг от друга, попали в полосу штормов (для англичан все началось с того, что шлюп «Трайал» потерял грот-мачту; в результате «Глостер» был вынужден взять его на буксир). Отнесенный ветрами к северу 10 февраля 1741 года фрегат «Перл»[5] в темноте принял корабли Писарро за свои и присоединился к ним, но ошибка быстро раскрылась и английский фрегат был взят на абордаж командой испанского флагмана «Азия». Однако 17 февраля «Перл» потерялся в дождевом шквале, английская команда связала испанскую абордажную партию, и, миновав пролив ле Мера[6], корабль сумел вернуться к своим. Так Энсон узнал, что испанцы в курсе его планов и послали за ним погоню. Поэтому, несмотря на непрекращающиеся шторма, он попытался обогнуть мыс Горн, что ему и удалось.
Противные ветра помешали испанцам догнать английскую эскадру и навязать ей бой (они так и лавировали у мыса Горн, пытаясь выйти в Тихий океан), причем эти же ветра помогли английскому коммодору – он укрылся от штормов в проливе Бигля[7], за островом Хосте (один из островов архипелага Огненная Земля). Поставив фальш-мачты на «Трайал» и «Глостер» Энсон вылавировал к острову Санта-Инес[8], где, пользуясь установившейся прекрасной солнечной погодой, закончил ремонт своих судов.
24 февраля был проведен военный совет, где коммодор предложил атаковать один из городов испанского побережья Чили – Вальдивию, откуда идти к островам Хуана Фернандеса, а потом - к побережью Колумбии и Панамы. Однако в дело опять вмешалась погода – оказалось, что отличные летние[9] солнечные дни – это всего лишь затишье перед очередным штормом. Он начался неожиданно – 7 марта 1741 года (как раз в это время с другой стороны южноамериканского континента эскадра Писарро пыталась обогнуть мыс Горн). В 10 часов утра «Перл» и «Трайал» находились у входа в пролив Магеллана с западной стороны, как вдруг небо очень быстро потемнело и начался шквалистый ветер и дождь. Море взбунтовалось, появились гигантские волны, корабли разбросало по округе. Ветер[10] сменился с юго-восточного на юго-западный, а потом и на западный. Линкоры сумели зарифить, а потом и полностью убрать паруса, экипажи же «Уоджера» и «Энн» замешкались и их понесло в направлении острова Эрмитэ[11]. Вскоре две нечастных судна исчезли в пелене дождя и тумана.
Энсон направил оставшиеся корабли к Магелланову проливу, чтобы укрыться там от непогоды. С большими сложностями, потеряв почти весь рангоут, суда укрылись в проливе за островом Исла Риско. Англичанам повезло, а вот испанцы, пытавшиеся в это время обогнуть мыс Горн, получили тяжелые повреждения.
   Они  не смогли справиться с плохой погодой: в ночь на 7 марта от Писарро отбились «Эрмиона», «Гипускоа» и «Эсперанса». Ветер сменился на западный и корабли поволокло по направлению к Африке. Писарро успел флажным сигналом указать своим судам точку рандеву в устье Ла-Платы, где можно было бы переждать шторма. Сам он был отброшен штормом к побережью Анголы и достиг указанного места только в середине мая, спустя несколько дней на рейде появились «Эсперанса» и «Сен-Эстефан». От остальных не было никаких вестей. Лишь в октябре неподалеку от Рио-Гранде были обнаружены обломки «Гипускоа», «Эрмиона» же сгинул в море бесследно. Несколько раз Писарро пытался выйти из устья Ла-Платы и пойти в погоню за Энсоном, но плохая погода, помноженная на ужасную подготовку испанских экипажей, препятствовала этому. В конце концов, только «Азия» смогла вернуться в Испанию, все остальные корабли погибли в результате навигационных аварий.


[1]              Коммодор в описываемые времена – временное звание, даваемое кэптену в английском флоте,  с функциями контр- или вице-адмирала. При этом кэптен одновременно командовал и своим кораблем, и вверенными силами. По итогам экспедиции  кэптен мог вернуться на прежнюю должность, либо стать контр-адмиралом.
[2]              Употреблено здесь и далее как синоним отставных ветеранов.
[3]              Командир эскадры, звание, аналогичное французскому шеф д’эскадрэ.
[4]              Состав эскадры Писарро был следующим – 64-пушечный «Азия», 64-пушечный «Гипускоа», 30-пушечный «Эрмиона», 50-пушечный «Эсперанса», 54-пушечный «Сен-Эстефан» и 20-пушечный паташ.
[5]              К этому моменту фрегатом командовал лейтенант Соул, поскольку кэптен Митчелл заболел малярией и умер в 31 января 1741 года.
[6]              Пролив между островами Огненная Земля и Статен Ленд.
[7]              Канал был назван так в честь корабля «Бигль», на котором Чарльз Дарвин в 1831-1836 годах исследовал Южную Америку, в том числе и архипелаг Огненная Земля. К сожалению, автору данной книги не удалось найти, как назывался этот пролив в XVIII веке.
[8]              Сам Энсон пишет об острове Сан-Хуан, но, судя по приводимым координатам, он ошибается. В архипелаге Огненная Земля нет острова Сан-Хуан.
[9]              В южном полушарии лето длится с декабря по февраль.
[10]             В нашем описании мы используем метеорологическое направление ветра – то есть которое определяется азимутом точки, откуда дует ветер.
[11]             Остров в архипелаге Огненной Земли, открытый Якобом Клерком л’Эрмитэ.

Tags: Ройал Неви
Subscribe

  • Да, у меня бомбануло...)

    Прочитал я тут рецензию Белаша о "Ведьмаке".... Ну и решил высказаться. Однако начну с начала. Вообще я искренне удивлен, что некоторые ругают…

  • Гносеологическое

    Вчерашний отзыв на статью на Вархэде лично для меня вызвал непонятную реакцию. Особенно я ждал реакции со стороны автора. И тут я видел два варианта…

  • "Много читают, но не военно-морскую литературу"

    Есть такой историк военном-морского флота России Алексей Лебедев, который недавно выпустил свою новую книгу "Если завтра война..." Поскольку я с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments