Сражение у мыса Финистерре.
Как только Нельсон узнал о том, что Вильнев взял курс в европейские воды, он сразу же послал в Англию с депешей бриг «Кьюриэс» (Cureiux), который прибыл в Плимут 7 июля. В письме Нельсон предположил, что Вильнев идет к Ферролю, чтобы присоединить к себе запертые там корабли союзников. Первый Лорд Адмиралтейства Чарльз Мидллтон, лорд Бархэм сразу же отправил курьера к Кальдеру с приказом перехватить франко-испанскую эскадру у мыса Финистерре.
Меж тем Вильнев 11 июня между островами Санта-Люсия и Доминика наткнулся на богатый английский конвой (15 судов с грузом на 5 миллионов франков в сопровождении 28-пушечного фрегата «Барбадос» и шлюпа «Найтли») и захватил все торговые суда. 30 июня атаковал и сжег английского капера в 14 пушек. 3 июля эскадра наткнулась на испанский торговый галеон «Матильда», который захватил английский приватир «Марс» из Ливерпуля. Англичанина сожгли, а «Матильду» с 15 миллионами франков в серебре на борту взял на буксир французский фрегат «Сирен». 9-го числа во время шторма 74-пушечный «Эндомптабль» потерял грот-мачту.
Из шканечного журнала «Аргонаута» - флагмана лейтенант-генерала Фредерико Гравины: «10 июля на широте 42 градуса 42 минуты сильный норд-ост принес шторм, который сильно потрепал эскадру. Многие паруса были порваны, поломан рангоут. Это бедствие вместе со значительным числом больных, а так же недостатком воды и отсутствием врачей[1] заставило адмирала взять курс на мыс Финистерре, чтобы пройти в Ферроль вдоль берега.»
В это время у Ферроля находился вице-адмирал Роберт Кальдер. В мае он имел всего 5 линкоров (98-пушечные «Принс оф Уэлс» и «Дредноут», 80-пушечный «Мальта», 74-пушечный «Монтегю» и 64-пушечный «Рипалс»), а так же 40-пушечный фрегат «Египтен». Сразу после известий от Нельсона отряд этот срочно усилили отрядом контр-адмирала Чарльза Стирлинга, и к 19 июля под командованием Кальдера было 15 линейных кораблей, 2 фрегата, люгер и куттер. Список английской эскадры приведен ниже:
Наименование | Пушки | Примечания |
Hero | 74 | |
Ajax | 74 | |
Triumph | 74 | |
Barfleur | 98 | |
Agamemnon | 64 | |
Defiance | 74 | |
Windsor Castle | 98 | |
Prince of Wales | 98 | Флагман, вице-адмирал Роберт Кальдер |
Repulse | 64 | |
Raisonnable | 64 | |
Dragon | 74 | |
Glory | 98 | Контр-адмирал Чарльз Стирлинг |
Warrior | 74 | |
Thunderer | 74 | |
Malta | 80 | |
Egyptienne | 40 | фрегат |
Sirius | 36 | фрегат |
Nile | | люгер |
Frisk | | куттер |
19 июля английская эскадра при северо-западном бризе отплыла к Финистерре, а 22-го числа, примерно в 11 утра, в точке 43 градуса 34 минуты северной широты и 16 градусов 13 минут западной долготы, в тумане обнаружили с юго-востока корабли Вильнева[2]. Не тот момент франко-испанский флот состоял из 20 линкоров, 7 фрегатов[3] и 2 бригов[4], изрядно потрепанных штормами:
Наименование | Пушки | Примечания |
Испанцы | ||
Argonauta | 80 | Лейтенант-генерал Гравина |
Terrible | 74 | |
América | 64 | |
España | 64 | |
San Rafael | 80 | |
Firme | 74 | |
Французы | ||
Pluton | 74 | |
Mont-Blanc | 74 | |
Atlas | 74 | |
Berwick | 74 | |
Neptune | 80 | |
Bucentaure | 80 | Флагман, адмирал Вильнев |
Formidable | 80 | Шеф д’эскадр Дюмануар |
Intrépide | 74 | |
Scipion | 74 | |
Swiftsure | 74 | |
Indomptable | 74 | |
Aigle | 74 | |
Achille | 74 | |
Algésiras | 74 | Шеф д’эскадр Магон |
Англичане стразу же взяли курс на противника, тогда как союзники начали маневрирование, надеясь избежать столкновения. Эскадра Кальдера шла двумя походными колонами, и адмирал, в соответствии с Инструкциями для похода и боя, поднял сигнал перестроиться в линию. Эта мера сильно замедлила сближение, лишь к 15.00 британцы смогли сформировать подобие кильватерной колоны, причем часть кораблей несла только топсели, тогда как другие линкоры – полные паруса.
В свою очередь Вильнев выстроил линию с юго-востока на северо-запад, уходя прочь от англичан. В авангарде[5] находились 6 испанских кораблей Гравины. «Атлас», фрегаты и малые суда образовали вторую линию, охраняя «Матильду», набитую серебром. Критикуя последующие действия Вильнева нельзя забывать несколько факторов: во-первых, главная его задача состояла в соединении с Флотом Океана, желательно без потерь. Во-вторых – защита испанского галеона с серебром на 15 миллионов франков (3 тонны драгоценного металла). В-третьих – минимизация своих потерь. Да, гипотетически Вильнев мог в кровопролитном сражении победить Кальдера, но что ему было делать дальше? Либо идти в Ферроль чиниться, и быть заблокированным уже другой британской эскадрой, либо идти в Кадис и вновь попасть под опеку Нельсона. Путь через Бискайский залив в Брест или Рошфор после штормов и тяжелого боя был практически нереален. Кроме того, плохая подготовка испанских и французских моряков не позволяла надеяться на легкую победу, тем более при действиях в тумане, который то полностью обволакивал корабли, то рассеивался на время. Это обстоятельство не позволяло Вильневу полноценно руководить боем, он каждый раз вместо целой картинки имел ее обрывки и лишь догадывался о действиях противника. И если Кальдер мог себе позволить вести такой бой, поскольку имел гораздо лучше подготовленные экипажи, то вот французы и испанцы – не могли.
В 15.20 английский адмирал поднял сигнал атаковать, причем, если бы союзники не предприняли ответных мер, Кальдер смог бы сблизиться с франко-испанцами под углом почти в 90 градусов и отрезать авангард или охватить голову противника. Гравина, видя опасность своей позиции, воспользовался наветренным положением и отдал приказ делать последовательно поворот оверштаг. Головной англичан[6] – 74-пушечный «Хироу» под командованием кэптена Алана Гайда Гарднера, лег на параллельный курс первому в линии испанцу - 80-пушечному «Аргонаута». Поскольку Гравина успел повернуть раньше – «Хироу» получил довольно болезненные продольные залпы в нос, была сильно повреждена фок-мачта, а так же фока- и грота-реи. В 17.15 эти корабли открыли огонь друг по другу. Далее в бой вступили 74-пушечные «Террибле» и «Эспанья», составив пару 74-пушечному «Аяксу» (кэптен Уильям Браун). Лишь в 17.45 «Хироу», повернув, наконец, бортом к противнику, смог ответить «Аргонаута». Первыми же залпами британец смог сбить флагману Гравины бушприт, а так же повредить фок- и бизань мачты.
К 18.00 все корабли смогли повернуть и началось классическое сражение в линии. Оба главнокомандующих не могли управлять сражением, к густому туману прибавились клубы от пудов сгоревшего пороха, поэтому практически большая часть кораблей дралась один на один, без указаний адмиралов. К 19.00 началась обычная свалка. 98-пушечный «Виндзор Кастл», выйдя из пелены тумана, обнаружил себя в окружении трех испанских кораблей – «Сан-Рафаэль», «Фирме» и «Эспанья». В бою он потерял большую часть фок-мачты, бушприт, большую часть рангоута грот-мачты, но смог отбиться. Испанцы вывалились из линии, «Сан-Рафаэль» потерял 41 человек убитыми и 97 – раненными, «Фирме» соответственно – 35 и 60, на помощь «Виндзор Кастлу» подошел 80-пушечный «Мальта», тогда как к испанцам устремился 74-пушечный французский «Плутон» под командованием Жюльена Космао-Керулена. Однако Космао опоздал – в 20.00 избитый «Сан-Рафаэль», у которого сбитые мачты упали на подветренную сторону, не позволяя вести огонь левым бортом, поднял белый флаг. «Фирме» и «Эспанья» так же находились под угрозой, поддержать их торопились 74-пушечники Вильнева – «Монблан» и «Атлас». Но если «Эспанья» смог продержаться до подхода французов, то вот с «Фирме» приключилась та же беда, что и с «Сан-Рафаэль» - мачты упали на борт, обращенный к англичанам. В 20.25 на «Фирме» высадилась призовая партия с «Мальты», которая приняла сдачу.
В испанских исследованиях раз за разом обвиняют Вильнева в том, что он не приказал отбить захваченные англичанами корабли, и вообще не разрешил французским линкорам выходить из линии. С этими обвинениями нельзя согласиться. На наш взгляд Вильнев поступил тактически грамотно – держа линию он не растерял свои корабли в тумане и смог эффективно противостоять англичанам. Что касается возможности отбить испанские призы – как-то забывают, что в 21.00 уже темнело, туман так и не рассеялся, поэтому задача даже просто найти захваченных испанцев была явно нетривиальной. Да и еще один аспект не стоит забывать – к сожалению «Сан-Рафаэль» и «Фирме» уже были потеряны для эскадры в любом случае, ведь отремонтировать их в море было нереально, к тому же они бы сильно тормозили союзников на пути к Бресту или Тулону, поэтому в лучшем случае их отправили бы в Ферроль или Кадис, что означало их выключение из числа активных боевых едениц.
[1] Со времен Орвилье и «Другой Армады» ничего не изменилось!
[2] Кальдер пишет о 3 колоннах кораблей, Гравина – что союзники шли в 2 колоннах.
[3] «Гортенз», «Гермион», «Корнели», «Дидон», «Рейн», «Сирен», «Фемиз».
[4] «Фурье» и «Аргус».
[5] Союзники шли с перевернутым фронтом, поэтому корабли Гравины, бывшие изначально в арьергарде, оказались авангардом.
[6] Первым в линии у англичан изначально шел фрегат «Серьез», однако он отвернул на ветер, надеясь обойти флот союзников и захватить галеон с серебром, однако был обстрелян «Эспаньей», получил повреждения и отошел.