George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Крейсерская война, часть 3

Начало  george-rooke.livejournal.com/114888.html
Продолжение 1   george-rooke.livejournal.com/114980.html


Часть 2. Война за Испанское наследство.

 

Предисловие.

 

1 ноября 1700 года умер последний испанский Габсбург – Карл II, а уже 24 ноября брат Людовика XIV Филипп Анжуйский был провозглашен королем Испании. Этим Король-Солнце нарушил Лондонское соглашение, согласно которому  испанский трон должен был наследовать австрийский эрцгерцог Карл, подписанное Англией, Голландией и Францией в 1700 году. В феврале 1701 года Людовик XIV объявил Филиппа своим наследником и стал сам управлять Испанией и её владениями, однако под дипломатическим нажимом с неохотой признал Филиппа королём в апреле 1701 года. В свою очередь Вильгельм III в сентябре 1701 года заключил с Голландской республикой и Австрией Гаагское соглашение, по которому Филипп V всё ещё признавался королём Испании, однако Австрия получала желанные испанские владения в Италии. Также австрийцы брали под контроль Испанские Нидерланды, тем самым, становясь на защиту региона от контроля Франции. Англия и Голландия получали назад свои коммерческие права в Испании.

 

Через несколько дней после подписания соглашения во Франции умер Яков II, предыдущий король Англии, свергнутый Вильгельмом в 1688 году. Хотя Людовик ранее подписанием Рисвикского соглашения признал Вильгельма III королём Англии, теперь он заявил, что единственным наследником умершего Вильгельма III Оранского может быть только сын изгнанного Якова II, Джеймс Френсис Эдуард Стюарт (Яков III, Старый Претендент). Возмущённые Англия и Голландская республика (её Людовик прогневал введением в Испанские Нидерланды французских войск) в ответ стали собирать свои армии. Вооружённый конфликт начался с введения австрийских войск под командованием Евгения Савойского в герцогство Миланское, одну из испанских территорий в Италии. Англия, Голландия и большая часть немецких государств (включая Пруссию и Ганновер) встали на сторону австрийцев, а Бавария, Кёльн, Португалия и Савойя поддержали Францию и Испанию. В самой же Испании кортесы Арагона, Валенсии и Каталонии (бывшие территории королевства Арагон) заявили о своей поддержке австрийского эрцгерцога в пику Филиппу Анжуйскому. Даже после смерти Вильгельма III в 1702 году, при его преемнице, королеве Анне, Англия продолжила активное ведение войны под руководством министров Годолфина и Мальборо.

В морском же ведомстве Франции в это время происходили довольно грустные события: 28 мая 1701 года в возрасте 58 лет скончался лучший адмирал Франции – Анн-Илларион де Контантен, граф де Турвилль. Это была невозвратимая потеря – с его смертью отходили в прошлое славные победы французского флота времен Кольберов. В связи с этим событием сын Луи Поншантрена – Жером, занявший пост военно-морского министра в 1699 году, сразу же приобрел дополнительный вес в глазах Людовика, и идеи о новой крейсерской войне зазвучали с новой силой. В 1702 году Король-Солнце сделал адмиралом Дюнкеркской эскадры второго своего прославленного моряка – Жана Бара, который, как и Турвилль, был выходцем из плеяды учеников Абрахама Дюкена, однако корсар заболел воспалением легких и умер 27 апреля. Эти два человека были для французского флота целой эпохой. Оба начинали свой путь на Средиземном море, громили берберских пиратов, испанцев и голландцев. В битве при Бичи-Хэд в составе французской эскадры под командованием адмирала Турвилля сражался капитан Жан Бар на своем «Альсионе». Они всегда шли в ногу – отпрыск богатого нормандского дворянина, убежавший в отроческом возрасте из дома навстречу приключениям, и грубый, неотесанный фламандский рыбак, у которого карьера моряка началась в 12 лет; они были разные, но и Бар и Турвилль были славой Франции. Потеря любого из них была ударом для флота Людовика, а они ушли оба, причем почти одновременно.

Место Турвилля занял Шато-Рено, который до этого был адмиралом Леванта, а д’Эстрэ назначили командовать силами Средиземноморского флота. Командующим дюнкеркской эскадрой был назначен  капитан Сен-Поль, отличившийся в предыдущей войне.

В Англии в 1702 году умер Вильгельм III Оранский, и на трон взошла королева Анна Стюарт. Сразу же после смерти Оранского адмирал Расселл покинул все свои посты в Адмиралтействе, а  флот возглавил вице-адмирал Джордж Рук.

 

1702-1705 г.г.

 

Основные боевые действия линейных флотов развернулись у берегов Испании и в Средиземном море. Англичане и голландцы активно готовились к высадке войск на Пиренейском полуострове, Хоум Флит был озабочен охраной загружающихся на транспорта войск. Большая часть Ройал Неви ушла в воды Леванта. Этим не преминули воспользоваться корсары.

Дюгэ-Труэн, выйдя из Бреста на 38-пушечном фрегате «Беллон» вместе с 24-пушечным «Райёз», отправился к берегам Шотландии. Недалеко от Глазго он захватил 4 голландских торговых судна, в том числе и 38-пушечный корабль Ост-Индской компании «Синт Якес».

4 июля 1702 года 6 галер, пришедшие в Дюнкерк из Рошфора под командованием капитана Ла Паллетье, атаковали и захватили голландский 56-пушечный линейный корабль «Зеланд» из эскадры вице-адмирала Г. Эвертсена. За это командир французов был произведен в начальника эскадры галер.

В это время Ройал Неви пытался подкараулить «серебряный флот», плывший из Гаваны. Это был большой груженый серебром конвой из испанской Америки, который сопровождал адмирал Шато-Рено с 18 кораблями. Однако робкие нерешительные действия Рука способствовали тому, что конвой без потерь пришел в Виго 27 сентября 1702 года, а Хоум Флит послал на помощь Руку эскадру вице-адмирала Клаудисли Шовелля, дабы попытаться захватить эти транспорта с серебром, что еще более ослабило соединения Ройал Неви в водах Метрополии. В связи с уходом Шовелля к Руку  в Канале осталось 35 английских кораблей под командованием вице-адмирала Фэйрборна и 11 голландских линкоров, однако большая часть из них занимались эскортированием конвоев, соответственно, для блокады Сен-Мало, Дюнкерка, Шербура и Бреста кораблей практически не было.

Пользуясь ослаблением Хоум Флита, корсары вышли в море. Дюгэ-Труэн с эскадрой из 58-пушечного «Эклятэн», 56-пушечного «Фюрье» и 30-пушечного «Бьенвеню» (все корабли имели уменьшенное количество артиллерии, но увеличенную команду) вышел из Бреста и отправился Датским проливом к Шпицбергену, где полностью сжег голландский китобойный флот из 32 судов.  Эскадра шаутбенахта Ван дер Дуссена с 15 кораблями пыталась защитить китобоев, но  Дюгэ-Труэн смог прорваться через заслон, повредив при этом новый, построенный в этом же году, 64-пушечный «Зеланд» и 56-пушечный «Оверэйзель».

28 января 1703 года Сен-Поль вышел из Дюнкерка с 3 фрегатами[1]. В районе Дувра он соединился с каперами – 40-пушечным «Рейна де Эспанья», 10-пушечным тендером «Нотр-Дам»,  16-пушечным «Пальме Коронн»  и 20-пушечным «Эсперанс» напал на английский войсковой конвой, идущий в Испанию, и захватил 52 пушечный «Салсбери» и 34-пушечный «Ладлоу», с солдатами на борту, а так же торговый 36-пушечный «Московиа Мерчант» с грузом  провианта.

В июне этого же года Сен-Поль вновь вышел в море с захваченными и переоборудованными в каперы «Салсбери» и «Ладлоу», имея еще два 40-пушечных фрегата. В районе Текселя он захватил и, перегрузив себе все товары,  сжег 4 судна голландской Ост-Индской компании: 44-пушечные «Гуден Зон» и «Кастил ван Антверпен», а так же 24-пушечный «Вольфсвинкель» и 16-пушечный шлюп. В июле эскадра Сен-Поля взяла на абордаж фрегат «Заамслаг» (30 орудий), а в сентябре, когда к нему присоединился капитан Ла Люзерн из Бреста с 50-пушечным «Эмфитрит», 44-пушечным «Жерсей» и 36-пушечным «Жьё», напал и разгромил богатый голландский караван, груженый пряностями, взяв три судна, а еще 17  – сжег, предварительно сняв груз.

15 июля 1704 года у островов Силли капитан Керр на 70-пушечном «Ривендже» столкнулся с Дюгэ-Труэном на 54-пушечном «Ясоне». После двухчасового боя на помощь французу подошли 54-пушечный «Аугуст», 28-пушечный «Валё», 16-пушечный корвет «Муш» и 2 корсара из Сен-Мало. Испуганный таким поворотом событий, Керр увел свой линейный корабль в Плимут. Дюгэ-Труэн в своих мемуарах обвинил в трусости англичанина, однако суд под председательством Фэйрборна оправдал командира «Ривенджа». Как бы там ни было, но уход Керра оказался роковым – французский корсар всеми силами напал на караван из 12 судов под охраной корабля «Ковентри», идущий из Дувра, и захватил и суда, и эскорт.

20 июля Керр на «Ривендже» вместе с 54-пушечным «Фалмутом» вышел из Плимута с большим караваном торговых судов, идущий в Вирджинию. Через 3 дня при попытке напасть на конвой был взят на абордаж корвет «Муш», а фрегат «Валё» смог сбежать.  Керр погнался за фрегатом, однако 27 июля у мыса Лизард встретился с эскадрой Дюгэ-Труэна с 6 кораблями. 3 дня противники стояли друг против друга, но ни французы, ни англичане не решились напасть. Несмотря на очередные обвинения Дюгэ-Труэна в трусости, Керр, по-видимому,  поступил правильно – ему нужно было защитить конвой.

Хоум Флит, следуя привычной схеме, пытался блокировать порты корсаров, но неудачно: в апреле Ла Люзерн сумел вырваться из Дюнкерка с 2 линейными кораблями и флейтом.

20 июля Сен-Поль с эскадрой в составе 3 кораблей, 3 фрегатов и нескольких флейтов так же прорвал блокаду из 12 линкоров союзников и вышел на  охоту.

15 апреля в Атлантике столкнулись нос к носу два конвоя: первый – английский, из Виржинии, в составе 100 торговых судов с сильным охранением – 64-пушечным «Дредноутом», 50-пушечным «Фолклендом», 50-пушечным «Оксфордом» и 32-пушченым фрегатом «Фоуэй». Второй конвой – французский, в составе 20 судов под охраной вооруженных флейтов – 36-пушечных «Сэн» и «Луар». После упорного 4-хчасового боя французский эскорт был взят на абордаж, причем «Сэн» успешно отбивался от 2 линкоров и одного вооруженного торгового судна, лишь подошедший «Дредноут»  подавил сопротивление флейта. Ночью к английскому конвою попытался подойти Сен-Поль, однако был отогнан эскортом. В результате караван из Вирджинии удачно дошел до Англии – 10 судов под прикрытием линейного корабля «Гастингс» были проведены в Плимут, а 90 других – в Даунс. Таким образом, сильный эскорт полностью снял угрозу с конвоя, и англичане запомнили этот урок.

2 августа Дюгэ-Труэн опять вышел из Бреста с 54-пушечным «Ясон» и 54-пушечным «Аугуст». К нему присоединились корсары на фрегатах «Нимфе» и «Маркиз д’О».  В районе Западных Подходов он взял на абордаж 3 торговых судна, шедших в Англию с Барбадоса. Обеспокоенные этим англичане прислали в Саундингс кэптена Ламли с 64-пушечными «Модерейт» и «Глостер». 2 августа он встретился с Керром,  однако офицеры разругались «как извозчики», и разошлись в разные стороны. 4 августа Керр столкнулся с эскадрой Сен-Поля, и еле отбился, потеряв 54-пушечный «Фалмут», который 2 фрегата французов просто засыпали картечью и взяли на абордаж. На головном корабле корсаров – 50-пушечном «Эмфитрит» - из всей команды в 350 человек было убито и ранено 48. Комизм ситуации заключался в том, что во время боя в пределах видимости находился Ламли с двумя 64-пушечниками, однако на помощь Керру он не пошел.

6 августа Сен-Поль вернулся в Брест.

Ламли напал на «Ясон» Дюге-Труэна, когда тот брал приз и ссадил со своего корабля уже 60 человек, однако атака была нерешительной, и корсар смог уйти. Причиной этому были вялые действия командира соединения - если кэптен Мидс быстро повел свой  «Глостер»  на сближение, то вот Ламли на «Модерейт», напротив, сближаться не стал, и Дюгэ-Труэну удалось оторваться от англичан. После боя оба 64-пушечника пришли в Плимут, так же, как и соединение Керра.

11 августа из португальского Опорто в  Плимут вышло 90 торговых судов под охраной 64-пушечного голландского  корабля «Руперт» и 60-пушечного «Хазардус». Для обеспечения прохода конвоя Керр вышел из Плимута с эскадрой из 4 линкоров (70-пушечный «Ривендж» и 60-пушечные «Медуэй», «Ексетер» и «Мэри»). 6 сентября он захватил два французских корсара, один из которых был переименован в «Медуэй Прайз»[2].

21 сентября в море вышел вице-адмирал Фэйрборн с 6 линкорами, однако шторм загнал его обратно в Торбэй.  Рук, в это время возвращавшийся с Леванта, попал в непогоду и корабли его были сильно повреждены. 28 сентября Фэйрборн опять вышел в море для встречи судов Ост-Индской компании, идущих из Индии  в охранении «Кингфишера».

 Сен-Поль, пользуясь тем, что основные силы англичан ушли, захватил у Ирландии 4 торговых судна с сукном и спокойно привел  призы в Брест. 26 октября корсар опять вышел в море с 3 кораблями («Солсбери», «Эмфитрит» и  «Эроэн»), прорвав блокаду. Фэйрборн с 4 линкорами устремился в погоню за Сен-Полем, от которой капер спокойно ушел, прошел мимо Ирландии, далее проследовал Датским проливом и навел шорох у берегов Восточной Англии, захватив 2 линейных корабля, 2 «охотника на рейдеров» и 12 торговых судов. Со всеми призами Сен-Поль благополучно вернулся в Дюнкерк.

Дюгэ-Труэн в сентябре-октябре караулил у берегов Ирландии богатый конвой с Ямайки, но корсар разминулся с караваном. 12 ноября у островов Силли капер  на 54-пушечном «Ясоне» атаковал и заставил сдаться 70-пушечный корабль «Элизабэт» под командованием кэптена Кросса. Кросс поднял белый флаг, поскольку из 300 человек экипажа 100 были больными. Второй корабль Дюгэ-Труэна – 54-пушечный «Аугуст» атаковал 50-пушечный «Чатэм», однако тот смог отбиться. Кэптен Кросс был осужден военным трибуналом за сдачу линкора, лишен всех званий и получил пожизненный срок. Часть торговых судов, пришедших с Ямайки, была сразу направлена на Средиземное море, их сопровождали 54-пушечный «Вуллвич» и 48-пушечный «Личфилдс Прайз». Английские фрегаты «Блэкуолл» и «Мидфорд» привели караван из Индии в октябре, в сезон штормов, и часть конвоя рассеял шторм. Лишь 6 декабря рассеявшиеся остатки каравана смог привести в Англию контр-адмирал Бинг. Вообще контр-адмирал Бинг в компанию 1705 года действовал очень удачно – он захватил 44-пушечный фрегат «Тетис» и 12 корсарских кораблей, имевших вооружение от 10 до 36 орудий.

В этом году англичане решили провести устроить настоящую охоту на корсаров: 5 мая линейный корабль «Вустер» атаковал и взял на абордаж 28-пушечный «Валё», а через 10 дней – атаковал другого капера с таким же названием. 17 августа Дюгэ-Труэн на «Ясоне» и «Аугуст» обнаружил 50-пушечный «Чатэм» под командованием кэптена Бокинхэма и устремился за ним в погоню, однако англичанин навел корсара на эскадру контр-адмирала Бинга в составе 6 кораблей[3], после чего половина кораблей англичан атаковала «Аугуст», а вторая – «Ясон». Головной корабль Дюгэ-Труэна смог уйти из-за наступившего штиля, а «Аугуст» не повезло – поврежденное в бою 18 августа судно было взято на абордаж на следующий день. В Англии корабль отремонтировали и включили в состав британского флота под тем же названием: штатно он нес 64 орудия и 365 человек экипажа.

19 мая 1705 года Сен-Поль на 52-пушечном «Солсбери» и Рокфёйль на 48-пушечном «Проте» столкнулись с голландской поисково-ударной группой в составе кораблей «Вулверхорст» (50 орудий) и «Раадхус ван Харлем» (44 орудия), однако бой не принес победы ни одной из сторон. А 31 октября произошло последнее сражение Сен-Поля: эскадра корсара - «Солсбери» (52 орудия), «Проте» (48 орудий), «Жерсей» (30 орудий), «Тритон» (50 орудий) и  20-пушечный «Эроэн» (им командовал Франсуа Бар – сын знаменитого Жана Бара), а так же 6 корсарских кораблей, имевших от 16 до 30 орудий атаковала у Доггер-Банки конвой с лесом, идущий из Таллинна, с эскортом из 6 английских судов. Флагман французов «Солсбери» смело пошел на абордаж 34-пушечного «Пендениса» и через 30 минут на англичанине взвился флаг с лилиями, однако Сен-Поль был застрелен одним из королевских стрелков.  Мателот Сен-Поля «Проте» атаковал и захватил «Блэкуолл», «Жерсей»  взял «Сорлингс», вскоре подошел «Тритон» и с его помощью были захвачены остальные английские корабли, а корсары тем временем взяли 10 из 11 торговых судов. Потеря смелого и предприимчивого Сен-Поля была тяжелым ударом для французов, по приходе в Дюнкерк он был с почестями похоронен, а командующим дюнкеркской эскадрой был назначен Форбэн.

 

 



[1] «Адроид» (42 пушки, 294 человек), «Милфорд» (28 пушки, 129 человек), «Дриад» (46 пушки, 330 человек).

[2] Этот корабль имел на службе в Королевском Флоте следующее вооружение: десять 12-фунтовых и  двадцать восемь 6-фунтовых орудий.

 

[3] «Медуэй» (54 орудия), «Тритон» (48 орудий), «Вустер» (54 орудия), «Мэри» (64 орудия) и 24-пушечный фрегат «Куирелл».

Tags: капер, корсар
Subscribe

  • Дефенестрация через призму «Сальто Делчева».

    Как ни странно, но одна из самых кровопролитных в Европе войн началась из(за) окна. 23 мая 1618 года группа чешских протестантов выкинула из окон…

  • Просто так.

    В Венеции в XVI веке между собой боролись две фракции . Векки - это старые дома, аристократы. Джовани - это новые дома, из грязи в князи. В 1605…

  • Любимая фраза)

    "Посол - это честный джентльмен, которого послали лгать заграницу во благо своей страны". Сэр Генри Уоттон - заговорщик, дипломат, посол, разведчик…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments