George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Клод Форбэн. Окончание. Отставка.

В 1703 году Форбэн вернулся в Дюнкерк и теперь уже в Северном море атаковал английские и голландские корабли. 10 октября 1707 года он на пару с Дюгэ-Труэном одержал самую знаменитую победу в конвойных баталиях.

Около Уэссана отряда Дюгэ-Труэна в составе 4 линкоров и двух фрегатов столкнулся с большим английским конвоем из 5 кораблей и 130 транспортов. К этому рандеву успел и Форбэн, командовавший эскадрой из 5 линкоров и 1 фрегата. Если Дюгэ-Труэн сразу же ринулся в атаку, то Форбэн немного замешкался, приняв крайнюю колонну торговых судов за второй отряд эскорта. Тем не менее, в решающий момент схватки флагман Форбэна 50-пушечный «Солсбери» атаковал мощный 80-пушечный «Девоншир», и с помощью двух фрегатов сумел нанести неприятелю существенные повреждения. Вскоре огонь на «Девоншире» достиг крюйт-камеры и корабль взорвался.

Пленных английских моряков провели по улицам Бреста, где беснующаяся от восторга толпа кричала: «Смотрите, вот они, владыки морей!». Король поверил, что палочка-выручалочка по имени Форбэн может все. Поэтому в следующем, 1708 году, король попытался помочь Джеймсу Стюарту (сыну Якова II)  и приказал Форбэну высадить в Шотландии 6000 человек (12 батальонов). Корсар пытался воспротивиться бессмысленной затее, ведь даже если бы ему удалось прорваться сквозь заслоны англичан и десантировать войска, то без снабжения и помощи они все равно были обречены на уничтожение. Людовик попросил исполнять приказы, а не рассуждать, и Форбэн был вынужден подчиниться.

В марте 1708 года из Дюнкерка вышли 4 линейных корабля (54-пушечные «Марс» и «Огюст», а так же 52-пушечные «Блэкуолл» и «Солсбери») и 10 фрегатов, насчитывавших от 16 до 46 орудий[1]. Эти силы сопровождали 23 войсковых транспорта, на которые загрузились 6500 человек. Французский капитан Заус сделал попытку выхода на день раньше, англичане сняли блокаду и устремились за ним в погоню, поэтому Форбэн без помех вышел из Дюнкерка. В середине марта корсару удалось достичь Шотландии, он бросил якорь недалеко от Эдинбурга,  в заливе Ферт-оф-Форт, однако ожидаемые шотландские повстанцы так и не появились. Вместо этого на горизонте была обнаружена эскадра адмирала Джорджа  Бинга в составе 40 кораблей. Форбэн понял, что высадка уже не состоится. Он отдал приказ кораблям взять курс на Дюнкерк, поставив сзади самые сильные свои корабли – «Блэкуолл», «Марс», «Грифон», «Огюст» и «Солсбери». Бинг ринулся в погоню. На траверзе Ньюкасла  часть английской эскадры сумела нагнать французов – первым огонь по замыкающим открыл 64-пушечный «Мидуэй», вскоре его поддержал «Солсбери»[2], а потом «Антилоуп» и «Леопард». Однако Форбэн сумел уйти. В районе эстуария Хамбера корсара атаковало соединение кэптена Уолкера в составе 66-пушечного «Свифтшура», 70-пушечного «Орфорда», 64-пушечного «Ноттингема», а так же 54-пушечных «Свалоу» и «Уэймута». Форбэн еще раз доказал свое искусство моряка – он сумел перехватить ветер у английской эскадры и скрылся в сумерках. К сожалению один из его кораблей – «Солсбери»- отбился от эскадры и был захвачен противником. В плен вместе с 330 матросами попали командир экспедиционного отряда маркиз де Леви, 4 полковника и 5 рот беарнского полка.

В конце апреля Форбэн вошел в Дюнкерк. Узнав о потере «Солсбери» и провале высадки король был разъярен: он публично выразил корсару свою немилость, и тот 24 августа 1708 года подал в отставку. С тех пор Франция не приглашала на службу Форбэна. Униженный и оскорбленный, в 1730 году он выпускает свои мемуары, в которых безмерно восхваляет сам себя, и ругает на чем свет стоит всех остальных.

Жизнь Форбэна – это всегда смесь черного и белого. Он был человеком своего времени, в котором смешалось благородство и честолюбие, жадность и честь. Французскому исследователю Висму удалось описать его всего в нескольких словах: «Авантюрист, придворный, дворянин и превосходный моряк: таким был шевалье де Форбэн, чья жизнь была интереснее любого романа».



[1] «Грифон» (46 орудий), «Проте» (34), «Дриад» (20), «Тигр» (16),  «Неад» (22), «Зефир» (16), «Экюрейль» (24), «Сиран» (30), «Реконнессанс» (26), «Контз де Форбен» (26).

[2] Не путать с одноименным французским кораблем!


Tags: капер, корсар, французский флот
Subscribe

  • Как начинаются войны

    Из-за решения в 1801 году не передавать свои корабли англичанам и дать бой датский флот в значительной степени оставался неповрежденным и…

  • Хроники английского Кавказа, часть 31

    Прибывший в Дублин Перрот не сильно торопился приступать к исполнению своих обязанностей — по городу даже поползли слухи, что сэр Джон при одном виде…

  • Экспедиция Лестера - 1

    Ну а на Варспоте начался еще один мини-сериал из пяти частей, который я давным давно обещал, когда мы с вами еще разговаривали в Клубе Дюма. Речь об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments