Речь в этом посте зайдет про самую славную (на мой субъективный взгляд) страницу в истории Королевского Флота. Именно в таких боях показываются и традиции моряков, и грамотность экипажей, и отвага офицеров. Тем более, как я уже упоминал, бои купцов против военного флота можно пересчитать по пальцам. А уж тем более, когда на кону такой приз - как товары на 8 миллионов фунтов стерлингов.
Но началось все не в Англии, а во Франции. 3 марта 1803 года из Бреста на Иль-де-Франс вышла эскадра французского адмирала Александра Дюрана Линуа с следующем составе:
Наименование | Пушки | Капитаны | Примечания |
Marengo | 74 | Жозеф-Мари Врижно | Флаг Линуа |
Belle Poule | 40 | Алан-Аделаид-Мари Брюльяк |
|
Sémillante | 36 | Леонард-Бернар Мотар |
|
Atalante | 40 | Камиль-Шарль-Алексис-Годэн Бюшен |
|
Berceau | 20 | Эммануэль Халган | Присоединился к эскадре на Иль-де-Франс в августе 1803 г. |
Aventurier | 16 | Лейтенант Харанг | Присоединился в декабре 1803 г. У Батавии |
Задача, поставленная соединению, была проста – атака английских торговых судов, прежде всего – принадлежащих английской Ост-Индской компании.
В августе корабли прибыли на Иль-де-Франс, произвели неотложный ремонт, дали отдохнуть экипажам, и лишь в ноябре 1803 года и вышли в море. 10 декабря было совершено нападение на британский торговый склад в Бенгкулу (Бенкулен) на острове Суматра. Служащих захватили в плен, а сам торговый пост разграбили и подожгли. Никакого сопротивления десяток англичан не смогли бы оказать даже при желании.
Далее «Авантюрье» был отослан к Мускату, остальная же часть отряда взяла курс на Батавию, где Линуа планировал зазимовать. 28 декабря до французов дошли слухи о том, что в море вышел «китайский конвой» английской ОИК – суда из Кантона и Малакки, груженые чаем, фарфором и шелком[1]. Сразу же мысли об отдыхе были забыты, французы вышли в море.
Вести эти оказались правдивыми. 16 судов Ост-Индской компании в январе 1804 года прибыли к юго-восточному побережью Малазии, где к ним присоединились 11 торговых кораблей, купеческое судно из Макао и австралийский транспорт из Ботани-Бей. В сопровождение выделили 12-пушечный бриг «Ганджес» под командованием лейтенанта Роберта Фоулера, а конвой возглавил капитан Компании Натаниэль Дэнс, шедший на «ост-индийце» «Эрл Кадмэн». Состав каравана был следующим:
Наименование | Командир | Примечания |
Earl Camden | Commodore Nathaniel Dance | Судно ОИК |
Warley | Captain Henry Wilson | Судно ОИК |
Alfred | Captain James Farquharson | Судно ОИК |
Royal George | John Fam Timmins | Судно ОИК |
Coutts | Captain Robert Torin | Судно ОИК |
Wexford | Captain William Stanley Clarke | Судно ОИК |
Ganges | Captain William Moffat | Судно ОИК |
Exeter | Captain Henry Meriton | Судно ОИК |
Earl of Abergavenny | Captain John Wordsworth | Судно ОИК |
Henry Addington | Captain John Kirkpatrick | Судно ОИК |
Bombay Castle | Captain Archibald Hamilton | Судно ОИК |
Cumberland | Captain William Ward Farrer | Судно ОИК |
Hope | Captain James Prendergrass | Судно ОИК |
Dorsetshire | Captain Robert Hunter Brown | Судно ОИК |
Warren Hastings | Captain Thomas Larkins | Судно ОИК |
Ocean | Captain John Christian Locher | Судно ОИК |
Lord Castlereagh |
| Торговые суда без артиллерии |
Carron |
| Торговые суда без артиллерии |
David Scott |
| Торговые суда без артиллерии |
Minerva |
| Торговые суда без артиллерии |
Ardeseer |
| Торговые суда без артиллерии |
Charlotte |
| Торговые суда без артиллерии |
Friendship |
| Торговые суда без артиллерии |
Shaw |
| Торговые суда без артиллерии |
Kissataw |
| Торговые суда без артиллерии |
Tahaungeer |
| Торговые суда без артиллерии |
Gilwall |
| Торговые суда без артиллерии |
Neptune |
| Торговые суда без артиллерии |
Португальское судно из Макао |
| Торговые суда без артиллерии |
Транспорт из Австралии |
| Торговые суда без артиллерии |
В 8.00 14 февраля 1804 года с юго-запада со стороны восточного берега Малаккского пролива были усмотрены 3 паруса, который оказались авангардом французской эскадры. Надо сказать, что ост-индийские суда несли довольно мощное вооружение – до 40 орудий, калибрами от 24-фунтовых до 6-фунтовых, однако команды были конечно же подготовлены хуже, чем реальные экипажи Ройал Неви. Дэнсу было совершенно понятно, что французская эскадра при энергичном командующем легко сломит сопротивление купцов и без труда захватит корабли.
И все же Дэнс на военном совете решил не уступать без боя богатый конвой. Были назначены командиры авангарда, центра и арьергарда. Единственный военный корабль конвоя – бриг «Ганджес» возглавил арьергард. Сам Дэнс на «Эрл Кадмэн» принял под свою руку центр, а Джон Тимминс на «Роял Джордже» возглавил авангард. По настоянию Фоулера корабли выстроились в кильватерную колонну и часть из них подняли синие кормовые флаги, которые сигнализировали бы противнику, что это военные суда, сопровождающие торговый конвой.
В 9.00 14 февраля англичане в кильватерной колонне вошли в Маллакский пролив. Линуа не поверил своим глазам – он увидел идеально равную кильватерную колонну и гордо развевающиеся флаги военных кораблей эскорта. Он полностью пропустил конвой и последовал за ним на небольшом отдалении. Дэнс подозревал, что французы накинутся на замыкающие купеческие суда, поэтому на «Ганджес» были собраны добровольцы-пушкари с «ост-индийцев», однако лягушатники так и не провели атаку.
На следующий день, недалеко от острова Пуло Аура французы все же решились на атаку. Поскольку Линуа держался позади конвоя – Дэнс стянул к арьергарду все более-менее вооруженные корабли. В 13.15 французы открыли огонь по «Роял Джордж», англичане энергично отвечали. Вскоре в бой так же вступили «Ганджес», «Эрл Кадмэн», «Уорлей» и «Альфред». Бой шел 43 минуты, не обошлось и без эксцессов – «Хоуп» на всех парусах въехал в борт «Уорлей» и эти корабли почти все сражение пытались освободить снасти.
К 14.00 случилось необъяснимое и невероятное – Линуа приказал отступать, а 4 корабля «ост-индийцев» пошли в погоню! В течение двух часов длилось преследование, англичане вели спорадический огонь по французам, те отступали. Наконец к 16.00 Дэнс приказал прекратить атаку и вернуться к торговым судам. В 20.00 корабли, принявшие участие в акции, построились в кильватер торговым. 28 февраля конвой взяли под прикрытие корабли Королевского Флота – 74-пушечные «Септр» и «Альбион».
За все время боя англичане потеряли только одного человека – матроса с «Роял Джорджа» Хью Ватта. Французы потерь не имели.
Прибывший в Пор-Луи, Линуа узнал, с кем на самом деле имел бой. Срам был велик – даже губернатор Иль-де-Франс в резких словах осудил адмирала. Вынужденный оправдываться, Линуа писал, что после того, как три английских судна зашли ему в тыл, он начал опасаться координированной атаки и дал приказ повернуть назад. Конечно же - этому объяснению мало кто поверил. Что касается Дэнса и его товарищей – обрадованные господа из ОИК выделили 50 тысяч фунтов как премию смелым командам. Дэнс дополнительно получил 5000 от бомбейского торгового дома, а так же его возвели в рыцарское достоинство и назначили 500 фунтов пожизненного пенсиона. Дэнс и здесь показал себя с самой лучшей стороны – он отказался от вознаграждения Бомбейской фактории, сказав, что волею судеб был поставлен командовать конвоем и просто выполнял свою работу.
Ну и напоследок, эпиграмма на действия Линуа, опубликованная в одной английской колониальной газете:
Quite debonair Linios left France
And on the ocean came to Dance
Where when our tars began to play,
It charm’d him for he Dance’d away.