George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Dance's action

Речь в этом посте зайдет про самую славную (на мой субъективный взгляд) страницу в истории Королевского Флота. Именно в таких боях показываются и традиции моряков, и грамотность экипажей, и отвага офицеров. Тем более, как я уже упоминал, бои купцов против военного флота можно пересчитать по пальцам. А уж тем более, когда на кону такой приз - как товары на 8 миллионов фунтов стерлингов.

 

Но началось все не в Англии, а во Франции. 3 марта 1803 года из Бреста на Иль-де-Франс вышла эскадра французского адмирала Александра Дюрана Линуа с следующем составе:

Наименование

Пушки

Капитаны

Примечания

Marengo

74

Жозеф-Мари Врижно

Флаг Линуа

Belle Poule

40

Алан-Аделаид-Мари Брюльяк

 

Sémillante

36

Леонард-Бернар Мотар

 

Atalante

40

Камиль-Шарль-Алексис-Годэн Бюшен

 

Berceau

20

Эммануэль Халган

Присоединился к эскадре на Иль-де-Франс в августе 1803 г.

Aventurier

16

Лейтенант Харанг

Присоединился в декабре 1803 г. У Батавии

Задача, поставленная соединению, была проста – атака английских торговых судов, прежде всего – принадлежащих английской Ост-Индской компании.

 В августе корабли прибыли на Иль-де-Франс, произвели неотложный ремонт, дали отдохнуть экипажам, и лишь в ноябре 1803 года и вышли в море. 10 декабря было совершено нападение на британский торговый склад в Бенгкулу (Бенкулен) на острове Суматра. Служащих захватили в плен, а сам торговый пост разграбили и подожгли. Никакого сопротивления десяток англичан не смогли бы оказать даже при желании.

Далее «Авантюрье» был отослан к Мускату, остальная же часть отряда взяла курс на Батавию, где Линуа планировал зазимовать. 28 декабря до французов дошли слухи о том, что в море вышел «китайский конвой» английской ОИК – суда из Кантона и Малакки, груженые чаем, фарфором и шелком[1]. Сразу же мысли об отдыхе были забыты, французы вышли в море.

Вести эти оказались правдивыми. 16 судов Ост-Индской компании в январе 1804 года  прибыли к юго-восточному побережью Малазии, где к ним присоединились 11 торговых кораблей, купеческое судно из Макао и австралийский транспорт из Ботани-Бей. В сопровождение выделили 12-пушечный бриг «Ганджес» под командованием лейтенанта Роберта Фоулера, а конвой возглавил капитан Компании Натаниэль Дэнс, шедший на «ост-индийце» «Эрл Кадмэн». Состав каравана был следующим:

Наименование

Командир

Примечания

Earl Camden

Commodore Nathaniel Dance

Судно ОИК

Warley

Captain Henry Wilson

Судно ОИК

Alfred

Captain James Farquharson

Судно ОИК

Royal George

John Fam Timmins

Судно ОИК

Coutts

Captain Robert Torin

Судно ОИК

Wexford

Captain William Stanley Clarke

Судно ОИК

Ganges

Captain William Moffat

Судно ОИК

Exeter

Captain Henry Meriton

Судно ОИК

Earl of Abergavenny

Captain John Wordsworth

Судно ОИК

Henry Addington

Captain John Kirkpatrick

Судно ОИК

Bombay Castle

Captain Archibald Hamilton

Судно ОИК

Cumberland

Captain William Ward Farrer

Судно ОИК

Hope

Captain James Prendergrass

Судно ОИК

Dorsetshire

Captain Robert Hunter Brown

Судно ОИК

Warren Hastings

Captain Thomas Larkins

Судно ОИК

Ocean

Captain John Christian Locher

Судно ОИК

Lord Castlereagh

 

Торговые суда без артиллерии

Carron

 

Торговые суда без артиллерии

David Scott

 

Торговые суда без артиллерии

Minerva

 

Торговые суда без артиллерии

Ardeseer

 

Торговые суда без артиллерии

Charlotte

 

Торговые суда без артиллерии

Friendship

 

Торговые суда без артиллерии

Shaw

 

Торговые суда без артиллерии

Kissataw

 

Торговые суда без артиллерии

Tahaungeer

 

Торговые суда без артиллерии

Gilwall

 

Торговые суда без артиллерии

Neptune

 

Торговые суда без артиллерии

Португальское судно из Макао

 

Торговые суда без артиллерии

Транспорт из Австралии

 

Торговые суда без артиллерии

В 8.00 14 февраля 1804 года с юго-запада со стороны восточного берега Малаккского пролива были усмотрены 3 паруса, который оказались авангардом французской эскадры. Надо сказать, что ост-индийские суда несли довольно мощное вооружение – до 40 орудий, калибрами от 24-фунтовых до 6-фунтовых, однако команды были конечно же подготовлены хуже, чем реальные экипажи Ройал Неви. Дэнсу было совершенно понятно, что французская эскадра при энергичном командующем легко сломит сопротивление купцов и без труда захватит корабли.

И все же Дэнс на военном совете решил не уступать без боя богатый конвой. Были назначены командиры авангарда, центра и арьергарда. Единственный военный корабль конвоя – бриг «Ганджес» возглавил арьергард. Сам Дэнс на «Эрл Кадмэн» принял под свою руку центр, а Джон Тимминс на «Роял Джордже» возглавил авангард. По настоянию Фоулера корабли выстроились в кильватерную колонну и часть из них подняли синие кормовые флаги, которые сигнализировали бы противнику, что это военные суда, сопровождающие торговый конвой.

В 9.00 14 февраля англичане в кильватерной колонне вошли в Маллакский пролив. Линуа не поверил своим глазам – он увидел идеально равную кильватерную колонну и гордо развевающиеся флаги военных кораблей эскорта. Он полностью пропустил конвой и последовал за ним на небольшом отдалении. Дэнс подозревал, что французы накинутся на замыкающие купеческие суда, поэтому на «Ганджес» были собраны добровольцы-пушкари с «ост-индийцев», однако лягушатники так и не провели атаку.

На следующий день, недалеко от острова Пуло Аура французы все же решились на атаку. Поскольку Линуа держался позади конвоя – Дэнс стянул к арьергарду все более-менее вооруженные корабли. В 13.15 французы открыли огонь по «Роял Джордж», англичане энергично отвечали. Вскоре в бой так же вступили «Ганджес», «Эрл Кадмэн», «Уорлей» и «Альфред». Бой шел 43 минуты, не обошлось и без эксцессов – «Хоуп» на всех парусах въехал в борт «Уорлей» и эти корабли почти все сражение пытались освободить снасти.

К 14.00 случилось необъяснимое и невероятное – Линуа приказал отступать, а 4 корабля «ост-индийцев» пошли в погоню! В течение двух часов длилось преследование, англичане вели спорадический огонь по французам, те отступали. Наконец к 16.00 Дэнс приказал прекратить атаку и вернуться к торговым судам. В 20.00 корабли, принявшие участие в акции, построились в кильватер торговым. 28 февраля конвой взяли под прикрытие корабли Королевского Флота – 74-пушечные «Септр» и «Альбион».

За все время боя англичане потеряли только одного человека – матроса с «Роял Джорджа» Хью Ватта. Французы потерь не имели.

Прибывший в Пор-Луи, Линуа узнал, с кем на самом деле имел бой. Срам был велик – даже губернатор Иль-де-Франс в резких словах осудил адмирала. Вынужденный оправдываться, Линуа писал, что после того, как три английских судна зашли ему в тыл, он начал опасаться координированной атаки и дал приказ повернуть назад. Конечно же  - этому объяснению мало кто поверил. Что касается Дэнса и его товарищей – обрадованные господа из ОИК выделили 50 тысяч фунтов как премию смелым командам. Дэнс дополнительно получил 5000 от бомбейского торгового дома, а так же его возвели в рыцарское достоинство  и назначили 500 фунтов пожизненного пенсиона.  Дэнс и здесь показал себя с самой лучшей стороны – он отказался от вознаграждения Бомбейской фактории, сказав, что волею судеб был поставлен командовать конвоем и просто выполнял свою работу.


Ну и напоследок, эпиграмма на действия Линуа, опубликованная в одной английской колониальной газете:

Quite debonair Linios left France

And on the ocean came to Dance

Where when our tars began to play,

It charm’d him for he Dance’d away.

 



[1] Общая стоимость товаров – 8 миллионов фунтов стерлингов серебром.

Tags: Ройал Неви, капер, корсар, французский флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments