George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Немного про испанцев и русских

Решил тут немного разобраться, как испанский флот "дошел до жизни такой".
Я уже писал, что Трафальгар и вообще начало войны с Англией особой катастрофы для испанцев не вызвали.
Вот динамика численности испанского флота.
1794 год - 76 ЛК и 51 ФР.
1801 год - 64 ЛК и 42 ФР.
1805 год - 54 ЛК и 36 ФР.
1808 год - 42 ЛК и 36 ФР.
То есть на 1808 год испанский флот, хоть и сократился вдвое, представлял из себя все же значительную силу.
А вот конец полуостровной войны, 1814 год - 16 ЛК и 15 ФР.
Заметим - с 1804 по 1808 годы мы имеем крупные и не очень морские сражения, как минимум - Финистерре, Трафальгар, захват 4 фрегатов с серебром, это то, что пришло на ум. С периода 1808 по 1814 год приходит в голову только захват испанцами французских кораблей в Кадисе, то есть это не потеря, а пополнение флота.
И тут мы поговорим вот о чем. Это флот и армия мирного времени, и флот и армия военного времени.
Итак, флот Испании мирного времени обслуживали... барабанная дробь! - 1560 человек. Это - 2 генерал-капитана, 17 лейтенант-генералов, 34 шефа де эскуадро, 42 бригадных генерала, 117 капитанов 1 ранга, 152 капитана 2 ранга и 1196 человек от лейтенанта и ниже.
Проблема была в том, что для полного комплектования военного флота (на 1794 год, то есть на год максимального количества кораблей в строю) необходимо было 60 206 человек, то есть численность экипажей должна была увеличиться одномоментно в 38 с половиной раз!
Далее. На флот даже состава 1808 года нужно было выделять ежегодно 200 миллионов реалов, однако реально выделили чуть более 120 миллионов, из них - 41 446 671 реал на персонал, и 79 435 444 на матчасть. То есть недобор каждый год составлял 80 миллионов реалов. Ну а с 1811 года финансирование флота было совершенно прекращено. Ноль. Зеро.
Общее количество долгов только по зарплате на 1812 год - 446 436 986 реалов. Понятно, что народец с флота начал бежать. В 1810 году на всех кораблях и эскадрах служило не более 10 тыс. человек, в 1812 году - 3000 человек.
Не лучше было дело и с корабликами, с которых пушки таскали на сушу, а потом и просто ломали на дрова и для строительства (такая судьба например постигла Картахенскую эскадру, стоявшую в Порт-Магоне, в составе ЛК Reina Luisa, San Pablo, Guerrero, San Francisco de Paula, San Ramón y Asia).
Плюс война.
А причем тут русские, спросите вы?
Сейчас объясню. У нас принято как-то снисходительно, с оттенком пренебрежения относиться к испанскому флоту. А вот вам взгляд испанца на русский флот. Emilio DE DIEGO GARCÍA "El mar en la Guerra de la Independencia".

Цитата: "La armada rusa apenas podía controlar el Báltico y cuando acometió otras singladuras acabó perdiendo una parte de sus efectivos, como ocurrió con la escuadra de Sivianin en el estuario del Tajo."

Тут меня больше всего заинтересовало слово "singladuras", я его не знал. Оказалось, это слово переводится как "рейс на один день пути", то есть "каботажный".
Вот и получается такой перевод: "Русский флот с трудом контролировал Балтику, а когда он отходил на расстояние дальше однодневного, то в конечном итоге терял свои корабли, как это случилось с эскадрой Сенявина в устье Тахо".

Tags: испанской флот, русский флот, снабжение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments