George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Пока выдался свободный вечерок.

Опять возвращаясь к Supplying war ван Крефельда.
Далее он описывает франко-прусскую  войну, и делает одно серьезное на мой взгляд замечание – в Пруссии железные дороги строились с учетом возможной переброски войск, то есть вытянутыми либо с запада на восток, либо с севера на юг. Во Франции во главу угла было поставлено коммерческое строительство, поэтому переброска войск французами затруднялась всякими объездами, разрывами, пересадками и т.д., то есть не было единой системы железных дорог.
Но! Как только немецкие войска вошли во Францию – этот минус начал играть и против немцев. И опять не обошлось без ошибок Мольтке. Мольтке было жизненно необходимо отмобилизовать войска раньше французов, ведь если бы французы перешли в наступление, то вся великолепная железнодорожная сеть начала бы работать уже против Германии. Понятно, что в угоду быстрой мобилизации в жертву было принесено снабжение армии, как и в прошлый раз. Частью решили эту проблему, заблаговременно закупив провиант в Голландии и Бельгии, а так же заранее вынеся полевые кухни в Кельн, Кобленц, Бинген, Майнц и Саарлуис. Когда интенданты немецких корпусов во время наступления начали жаловаться Мольтке на прерывание поставок, тот строго ответил им, что «войска должны ограничить себя тем что есть, поскольку необходимо избегать излишних нагрузок железных дорог».
По сути, спасло пруссаков быстрое наступление (началось 5 августа, 25 сентября армия Базена уже была блокирована в Меце и немцы были недалеко от Парижа), что позволило войскам начать масштабные реквизиции во Франции в духе Валленштейна. Чем дальше отходили прусские войска от границы – тем больше был хаос в снабжении. В общем, чтобы не растекаться мыслью по древу, с точки зрения логистики войны 1866 и 1870 годов – это близнецы-братья. Собственно, если бы значимая французская сила сохранилась – в декабре 1870-го она вообще могла бы перерезать единственную функционирующую ветку снабжения прусских войск, и еще неизвестно, чем бы после этого война закончилась. Кому надо – почитаете, ван Крефельд это подробно рассматривает.
Мне же гораздо интереснее было почитать про период 1871-1914 годов. За это время армии еще более возросли, стали миллионными (если в 1871 году в армии той же Германии служил каждый 34-й, то уже в 1914-м году – каждый 13-й), появились новые системы вооружений, гигантски расширилась номенклатура поставок в войска, и т.д. и т.п.
И далее ван Крефельд рассматривает логистику плана Шлиффена, демонстрируя, каковы причины такого, что немцы не смогли завоевать Францию в 1914-м. Первый план, как мы помним, был составлен в 1897-м, пересказывать его не буду, думаю – все знают. Мы с вами поговорим о возможности материального обеспечения этого плана. И опять-таки – Шлиффен требованием своей сверхбыстрой мобилизации (дабы успеть разбить Францию, пока запускается русский паровой каток) фактически срывал снабжение развертываемых войск. Учитывая, что севернее Намюра была только одна одноколейная железная дорога, правое крыло немецких войск попадало в затруднительную ситуацию еще до начала войны.
Именно поэтому в 1901-02 годах план был пересмотрен – между Сент-Витом и Мецем имелось аж шесть двухколейных железных дорог, что позволяло и сосредоточить войска, и снабжать их.  Однако тут уже фронт оказывался слишком узким, и быстрое наступление было легко замедлить или остановить хорошим фланговым ударом. Именно поэтому был запланирован удар с запада на юг.
Но блин… Все равно одновременно провести скорую мобилизацию и снабжать войска не получалось даже на бумаге, именно поэтому был предложен вариант нарушить нейтралитет не только Бельгии, но и Голландии, чтобы позволить разнести пассажирские и товарные составы и не решать проблему поставки припасов на узком пятачке.
Однако, и согласно ван Крефельду Шлиффен на это намекал, если вдруг в Бельгии или Голландии высадится британская армия – весь план летит к черту. Именно потому что победы за 42 дня не получится, а снабжение правого крыла будет под угрозой.
Кроме того, Шлиффен закладывал наступление 15 миль в день, однако он не учел, что тому же корпусу фон Куля от Лотарингии надо будет топать до Парижу в таком темпе целых 25 дней. С учетом того, что поставки планировали прервать уже на границе, понятно, что к Парижу подошла бы толпа голодных оборванцев, а то, что французы постараются в этот раз не дать себя разбить или окружить в пограничном сражении – было понятно сразу. Если же французы просто начнут по мере отступления просто уничтожать за собой железные дороги – то скорость марша будет гораздо медленнее 15 миль в день, а это значит, что за 42 дня Францию разгромить просто не удастся из-за проблем со снабжением войск.
Еще один вопрос – а что будет, если бельгийцы взорвут свои железные дороги, изобилующие мостами и туннелями? Тогда наступление  северной группировки (а это, на минуту, 4-е армии из 8-ми) может закончиться еще не начавшись.
По сути, в отсутствии нормального снабжения оставались только реквизиции, но если с питанием это могло помочь, то вот с боеприпасами – вряд ли.
1 января 1906 года Шлиффена сменил Мольтке-младший, а план Шлиффена попытался исправить полковник Гренер. Он предложил следующее – мобилизацию оставить по плану 1902 года, и вот снабжение вести гужевым и автомобильным транспортом. Так сказать, разделить бренды. Однако это требовало гигантского количества подвод и автомобилей, плюс ко всему – резко снижало темп наступления, то есть опять в 42 дня разгромить Францию не получалось. Собственно это и заставило Мольтке-младшего сократить правый фланг наполовину относительно плана Шлиффена.
Тем не менее, похоже, что Францию не удастся разгромить до вступления в войну России, понимали с самого начала.


Tags: снабжение, тактика
Subscribe

  • Немного про испанских терминаторов

    Помнится когда-то, давным давно, я написал о сражении при Кагаяне, ну мои постоянные читатели помнят - Тема, вызывающая неистовый батхерт…

  • Про переводы

    Любимым отрывком в "Одиссее капитана Блада" для меня была вот эта фраза: Он не позволил себе и своей команде бездельничать на Тортуге, решив…

  • Задолго до Дайнерис Бурерожденной))

    Была у сэра Томаса Стакли и еще одна мечта – это какая-нибудь, хоть завалящая, но корона. Еще в 1570-м он делился с Хуаном Австрийским «хитрым…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

  • Немного про испанских терминаторов

    Помнится когда-то, давным давно, я написал о сражении при Кагаяне, ну мои постоянные читатели помнят - Тема, вызывающая неистовый батхерт…

  • Про переводы

    Любимым отрывком в "Одиссее капитана Блада" для меня была вот эта фраза: Он не позволил себе и своей команде бездельничать на Тортуге, решив…

  • Задолго до Дайнерис Бурерожденной))

    Была у сэра Томаса Стакли и еще одна мечта – это какая-нибудь, хоть завалящая, но корона. Еще в 1570-м он делился с Хуаном Австрийским «хитрым…