George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Немного о голландцах

Средиземноморье, включая Юго-западную Францию, занимало второе место в «континентальной» торговле Голландии — их «квота» там в 1636 г. составляла 6 млн. гульденов и в этом направлении крейсировало до 500 кораблей разной грузоподъемности. Экспансионистские устремления Республики здесь подкреплялись энергичной дипломатической деятельностью во всех странах, примыкавших к Средиземному морю. Антииспанская ее направленность в этом регионе притупилась на время перемирия 1609—1621 гг., а после Вестфальского мира 1648 г. сменилась достаточно активной торговлей с Испанией и ее владениями. В 1604 г. были восстановлены и успешно развивались разорванные в конце XVI в. отношения с Портой. Хотя и в Прибалтике торговля не выглядела идиллией, в Средиземноморье нравы выглядели, пожалуй, значительно более «разбойными». Торговля в собственном смысле переплеталась с контрабандой. Проводились контрабандные закупки зерна у дружественной Порты; в 1596 г. флот в составе 400 судов, обманув бдительность союзного английского военного флота, блокировавшего эту «операцию», благополучно доставил зерно в гавани «испанского врага» и т.п. Голландские капитаны и шкиперы торговали с пиратами рабами (порою из числа порабощенных соотечественников и прочих христиан), поставляли им кандалы для невольников, при случае и сами занимались каперством. Противодействие таким преступным акциям со стороны консулов Республики в средиземноморских портах, создание в 1625 г. нидерландской Левантийской компании лишь несколько ограничивали преступный «бизнес», но не пресекали его. Крупные голландские купцы, проявляя крайний космополитизм, порою переселялись в Руан, Эмден, Гамбург, чтобы беспрепятственно вести торговые и контрабандные операции под личиной «нейтралов», под чужими флагами. Поэтому немало кораблей отплывало из голландских портов недогруженными или с балластом, в расчете на последующую догрузку контрабандными товарами. Капитаны судов менее всего склонны были в своей практике руководствоваться моральными  соображениями. Вот характерное заявление одного из них: «Я не спрашиваю ни бога, ни черта, ни короля, почему я должен спрашивать комиссаров республики Информированный современник писал по этому поводу: «...все христианские купцы проклинают голландцев, даже турки удивляются, глядя на нас!» 


Война с Англией (1652-1654 годы) породила восстания на кораблях, переданных Адмиралтейству и включенных в состав действующего морского флота без проведения расчета по контрактам, предусматривавшим лишь коммерческие рейсы в Ост-Индию. В числе их находились «Хенриетта Луиза», «Фохелстрёс», «Фреде» и «Принс Виллем», экипажи которых с полным к тому основанием считали, что их самым беззаконным образом превращают из вольнонаемных матросов в пушечное мясо. К тому же хитроумные «отцы» Ост-Индской компании не сплоховали и здесь, дав Адмиралтейству нелучшие суда, а то и просто «плавающие гробы». Выполнив таким образом свой «патриотический долг» они решили, что на дно лучше идти таким посудинам.
Неудивительны и последствия. В октябре 1652 г. экипажи «Хенриетты Луизы» и «Фохелстрёса» начали бунтовать по той причине, что их корабли не могут действовать из-за своей ветхости в бурных водах осеннего сезона. Матросы «Фохелстрёса» находились в такой степени опьянения во время трехдневного морского боя 28 февраля — 2 марта 1653 г., что судно попало в плен к англичанам. На «Хенриетте Луизе» произошли еще два мятежа. Включенный во флот адмирала Тромпа, этот корабль 9 августа 1653 г. был выведен из боя мятежными матросами, завладевшими рулевым управлением. Обещанием шести бочек пива офицеры смягчили конфликт, однако на следующий день корабль покинул самовольно боевой строй и зашел в безопасный порт. Мятеж продолжался до 14 августа. Прибывших на борт представителей Компании, Генеральных штатов и Адмиралтейства экипаж встретил оскорблениями и угрозами. Власти пошли на крайние меры. 35 бунтовщиков арестовали и предали суду. С главарями обошлись беспощадно. Кока Андриеса Янсзона приговорили [61] к удавливанию с последующим сожжением его трупа, четверых — к повешению. Одного подвергли килеванию и дали 6 лет тюрьмы. Ряд бунтовщиков получил менее тяжелые наказания.

Вообще - очень неплохая статья
http://annals.xlegio.ru/evrope/small/chist_sv52.htm
Tags: голландский флот
Subscribe

  • Что-то давно у меня загадок не было)

    Испанская корона до Нидерландской революции в деле финансов традиционно полагалась на немецких, голландских, генуэзских и португальских банкиров для…

  • Кому война а кому мать родна

    Опять пример креветок и устриц из бескрайнего белорусского моря, или - ничто не ново под луной. Как известно, 29 мая 1585 года Филипп II объявил…

  • Железный дядька

    В середине 1586 года в Лондон пришли сразу три ужасные новости - экспедиция Лестера в Нидерландах разбита, сам Лестер мертв, а король Шотландии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments