George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Про "Родину слонов"

Давеча вышел у меня разговор с одной дамой, которая наголубом глазу утверждала, что корабль Нансена "Фрам" - есть цельнотиснутая идея, позаимствованная у русских поморов. Эти слова я не раз встречал, причем интересна их интерпретация. От "Опыт поморов впоследствии учитывали норвежский судостроитель К. Арчер при проектировании научно-исследовательского судна «Фрам»" до более осторожного и взвешенного, что Арчер "при строительстве своего «Фрама» пришел к похожей конструкции судна!".
Что тут сказать? Версия кражи Арчером несуществующих чертежей у поморов очень похожа на то, как "Нельсон украл тактику у Ушакова".
Я конечно понимаю, что выдвинутый (по слухам) товарищем Сталиным вопрос о приоритете русской науки вечен тем не менее история создания "Фрама" известна досконально, более того - существует музей "Фрама", где все перипетии его строительства отражены.
И дело в том, что это не "Фрам"подражал кочам, или кочи - "Фраму", а в самой банальной мысли - и норвежцы и русские плавали в схожих тяжелых ледовых условиях, соответственно светлые умы приходили к одинаковым решениям самостоятельно.
Что касается "Фрама" - это развитие так называемых лоцманских куттеров (Losskøyte), задачей которых была бесперебойная доставка почты и небольших грузов в любую погоду и любое время года. И здесь опять смешались несколько опытов кораблестроения, ибо куттер (кат, катер) изначально норвежцы позаимствовали из то ли Голландии, то ли Англии. Изначально это были кораблики с узкой и прямой носовой частью (отсюда и куттер, to cut -резать), и широкой транцевого вида кормой. Но в начале XIX века норвежцы внесли в конструкцию корпуса существенные изменения которые поэтично назвали - "голова трески - хвост скумбрии" ( «Cod’s head – Mackerel tail»). То есть это тупой с широкими обводами нос, и резко суживающаяся корма.
Понятно, что Нансен, решившись строить судно подобного типа обратился как раз к тому, кто как раз и строил лоцманские куттеры - известному англо-норвежскому судостроителю - Колину Арчеру. В результате на "Фраме" и была реализована схема "голова трески - хвост скумбрии". На Чертеже ее хорошо видно.
На второй же вопрос - почему "Фрам" был построен деревянным - хорошо ответил сам Нансен. «Не потому, что я сомневаюсь в возможности сделать корпус достаточно крепким при постройке из стали, но потому… что люди всегда склонны доверять тому, что они знают».
В общем, я не понимаю, почему обязательным условием для патриотизма является в части общества создание каких-то мифов, не соответствующих реальности. На мой взгляд, патриотизм - это гордиться реальными делами и свершениями своей страны и своих соотечественников, благо - их так много, что ничего выдумывать и не надо. И смысла этих выдумок я не пойму никогда.

Tags: всяко разное, морские истории, наука и техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про Русский флот-2

    Ну а теперь пробежимся по 19-20 веку на предмет - а можно ли чем-то гордиться. Итак, 1806-1807 годы - экспедиция Сенявина. Блокада Турции со стороны…

  • Приз для проигравших

    Доклад 1985 года. Русские начинают и выигрывают. Просто слайды. А вот - как вам характеристика?)) Ну и достойный финал)) Смех смехом, но…

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Про Русский флот-2

    Ну а теперь пробежимся по 19-20 веку на предмет - а можно ли чем-то гордиться. Итак, 1806-1807 годы - экспедиция Сенявина. Блокада Турции со стороны…

  • Приз для проигравших

    Доклад 1985 года. Русские начинают и выигрывают. Просто слайды. А вот - как вам характеристика?)) Ну и достойный финал)) Смех смехом, но…

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…