George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Еще немного о Педере Янсене Весселе

Только сейчас обратил внимание, что этот моряк еще один выходец из моряков Ост-Индской компании. На этот раз - датской.
В детстве парень был, судя по всему, типа Пера Гюнта, и намаявшиеся с ним родители просто сплавили его от греха подальше, отдав юнгой на корабль (по другим данным - сам сбежал). В Копенгагене Педер пересел на судно, идущее в Вест-Индию, а в 1706 году уже боцманом плавал на кораблях датской ОИК в Дансенборг.
На королевскую службу Вессель попал довольно случайно - в 1707 году его пригласил на службу в датский королевский флот норвежский барон и адмирал Вольдемар Лёведаль. Уже тогда Лёвендаль пророчил Весселю блестящее будущее, взяв его третьим лейтенантом на фрегат "Постильон". Вскоре лейтенант получил под собственное командование 4-пушечный куттер "Ормен" (Змей).
В июне 1712 года Вессель попал на войну,  под начальство адмирала Ульрика Кристиана Гульденлеве, он был назначен командиром 18-пушечного гребного фрегата "Левандальс Галлей". Если адмирал души не чаял в Педере, то вот другие капитаны тихо его ненавидели. Этот неугомонный постоянно рвался в бой. Его крейсерства в шхерах Сконии нанесли довольно большой урон шведам, а в команду Весселя буквально выстроилась очередь - его матросы просто купались в призовых. 29 июля 1712 года, после захвата у Рюгена Педером множества торговых судов, шведский Рикстаг объявил за голову храбреца в 3 тыс. ригсдалеров. С датской же стороны вместо заслуженной похвалы Вессель получил разбирательство в суде, где его обвинили в "партизанском" поведении - мол, остальные тихо жуют спайс несут трудную опасную службу, а этот выскочка постоянно прыгает черт знает где крейсирует у черта на куличках, да еще и деньги гребет лопатой и не делится. В общем - обвинение было абсолютно надуманным и Гульденлеве прикрыл дело.
В 1714-м Вессель попал под трибунал еще раз - доброхоты объявили, что Педер на 18-пушечном "Левендальс Галлей" "нерешительно сражался" со шведским  28-пушечным "Ольбинг Галлей". При разбирательстве судьи с удивлением узнали, что "нерешительный" бой продолжался 14 часов, на корабле Весселя все паруса были порваны в клочья, на утро у Педера кончились боеприпасы, и этот наглец послал на вражеское судно парламентера с просьбой - мол, не может ли уважаемый неприятельский капитан одолжить ему, офицеру датского королевского флота Педеру Весселю, немного боеприпасов, чтобы они все же смогли докончить бой. Офонаревший от подобного предложения капитан "Ольбинг Галлей" пожелал Весселю счастливого пути и взял курс на Карлскону.
Дело оказалось столь громким, что дошло до ушей датского короля Фридерика IV. Король, узнав нюансы дела, решил по своему - 28 декабря 1714 года Вессель получил звание капитана.

Ну а об остальных подвигах Весселя все изложено в приложении №9 "Борьбы за Испанское наследство".
Tags: датский флот, капер, корсар
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Это прекрасно))

    Приглашение Кокрейна на службу греческим повстанцам было наверное самым смелым и самым затратным проектом греческого правительства. Когда в 1825 году…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments