George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Adm. Gorshkov Navy-2 или сказка о потерянном времени.

Тут Сергей Патянин выкладывает очень интересные переводы Престона из книги «Худшие корабли мира». Вчера, в частности, разговор зашел об АПЛ типа «Лира» или «Альфа». Почему Престон ругает «Лиру» прочитаете сами, но самое смешное – что он прав насчет проекта 705/705К, хотя тут должна быть совершенно другая доказательная база или логика.
И обращусь я опять к изысканиям Павла Леонова.
Итак, мы с вами помним про инцидент с «Энтерпрайзом», если кто забыл – пройдите по ссылочке, обновите знания. Что получилось? Американцы, до 1968 года успокоенные собственными представлениями о Ноябрях, тихо жевали спайс и неспешно вели разработку торпед Mk-48 (проект Нобска) ажно с 1956 года. Но вот инцидент с «Энтерпрайзом» стал для них шоком, подстегнул их срочно искать меры противодействия, Mk-48 допилили буквально за три года и в 1972 году первые торпеды пошли на вооружение US Navy. Какая скорость была у первых Mk-48 – непонятно, даже по американским данным их скорость варьировалась от 32 до 45 узлов, однако к концу 1970-х годов американские силы уже получили модернизацию торпеды Мк48-3, а к концу 1980-х скорость торпеды в результате программы ADCAP достигла впечатляющих 63 узлов.
А что же «Лира»? Давайте даже забудем про ее жидкометаллический реактор и про стоимость производства. Проект со своими 41 узлами под водой был действительно очень быстр. Глубина погружения его - тоже впечатляла. Но серия из 6 единиц, построенная к концу 1970-х годов, серьезно угрожать никому не могла. А потом пошли торпеды Mk-48-3, которые, как мы понимаем, гарантированно могли уничтожить лодку.
Вообще 705/705К проект вместе с проектом 661 Анчар («Папа») планировались (согласно самим же американцам, которые так его воспринимали) как угроза американским силам ПЛО. Но, как говорится, сделано все было «слишком мало и слишком поздно».
Отдельно стоит упомянуть и про торпеды Мк-46, и Мк-50, пришедшие на замену Mk-48 - в результате цепочки модернизаций они так же получили достаточную скорость хода для поражения таких целей как 705 проект.
Уже в журнале СССР Зарубежное военное обозрение (№4, 1976) указывается скорость торпеды Мк-46 - до 45 узлов, а Мк-48 - 50-60 узлов. Даже предполагая, что первые версии уступали в скорости (по американским данным Мк-46 выдавала в первоначальной итерации 30 узлов, Мк48 от 32 до 45 узлов) к середине 1970-х годов средство борьбы с высокоскоростными глубоководными лодками у американцев уже было.
Собственно если принять во внимание вышесказанное, американцы приходят к парадоксальному выводу. Они считают, что эти два проекта (705 и 661) сделали гораздо больше для развития американских сил ПЛО, нежели для фактического усиления советского флота.
Тут необходимо пояснить, что разработка тяжелых торпед (программа RETORC) шла с 1960-х годов, а сильным толчком в 1968-м годов для ускорения этой программы стал инцидент с Ноябрем (627А проект развивает под водой 30 узлов, что выше оценок флота США, ЦРУ и выяснилось, что у американцев нет торпед, способных гарантированно доставать эти "устаревшие" АПЛ под водой при прочих равных), незаслуженно обойденный вниманием в отечественной литературе.
Ну и добавочка. Вот после ввода в строй Mk-48 как раз большую роль стала играть шумность советских АПЛ. Советские ПЛ могли засечь и раньше, но «не было у них, американцев, методов против Кости Сапрыкина», как показал инцидент с «Энтерпрайзом». А в 1972 году «методы» появились. И получилось, что из-за опережения американцев в области акустических средств обнаружения , а так же из-за малошумности собственных атомных лодок после 1972 года запуск торпед американцами теперь был возможен за пределами боевого поражения советской атомной лодки, то есть ее можно было расстрелять, как мишень в тире, что конечно, если не низводило, то приближало угрозу от "Лир" к логическому нулю.
Кстати, если верить книге «The Third Battle: Innovation in the U.S. Navy's Silent Cold War Struggle with Soviet Submarines», гораздо большей угрозой американцы считали 670 проект (Скат, Charlie), поскольку эти лодки несли угрозу основным силам НАДВОДНОГО флота, а 667 проект («Дельта») считался главной угрозой системе СОСУС и вообще – ставил под вопрос всю существовавшую доктрину US Navy. Именно 667 проект заставил американцев начать строительство лодок «Сивульф» с 50 торпедами на борту, главным предназначением которых была борьба с флотом СССР «в укрепленных бастионах».
Возвращаясь к 705 проекту – он просто заставил американцев допилить систему ПЛО и уже к середине 1970-х «Лиры» особой угрозы для них не представляли. Именно поэтому лодка с довольно выдающимися характеристиками теоретически и может войти в топ худших. Но самое смешное, что появись она хотя бы в 1966-м (а первая "Лира" опоздала совсем чуть-чуть, спущена на воду в 1969-м, в строй вошла в 1971-м) – она бы претендовала на звание лучшей. Поэтому и получилась «Сказка о потерянном времени», поскольку  по времени "Лиры"пошли в серию в однин момент с допиленной Mk-48.
Такие дела.

Tags: американский флот, советский флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Немного про статуты Килкенни.

    Ибо их очень часто ставят как обвинение в сторону англичан относительно бедных незлобивых ирландцев. Мол, это прям продуманная политика угнетения…

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments

Recent Posts from This Journal

  • Немного про статуты Килкенни.

    Ибо их очень часто ставят как обвинение в сторону англичан относительно бедных незлобивых ирландцев. Мол, это прям продуманная политика угнетения…

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…