George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Как проипать флот за пять минут. Краткое руководство.

Улисс Грант был избран президентом в 1868 году. Народ его любил как героя Гражданской войны, с ним связывали окончание вражды внутри Республиканской партии, военные связывали с ним надежды на развитие вооруженных сил.
Но к сожалению эти надежды не оправдались. Проблема была в том, что Грант пытался взять к себе в администрацию «каждой твари по паре», дабы примирить между собой все фракции и партии, в результате люди занимали места в правительстве не по способностям, а согласно непотизму. Современник писал про Конгресс, пораженный «грантизмом» (кстати, официальный термин в американской истории): «Нет, конечно, представить Конгресс  в образе загона для свиней – это слишком грубо. Но что действительно напоминал Конгресс в то время – так это биржу или аукцион, где парламентарии в своих речах добавляли немного патриотической банальности, дабы прикрыть ими свои частные имущественные интересы, и нахапать себе побольше в карман».
Новым секретарем по флоту США в администрации Гранта стал Адольф Бори (Borie), назначенный на эту должность сразу после инаугурации 5 марта 1869 года. О флоте Бори не знал ничего, он вообще до карьеры политика был торговцем в Пенсильвании. Его правой рукой, фактически – реальным руководителем флота, стал небезызвестный адмирал Дэвид Диксон Портер.
Надо сказать, что Портер был ретроградом и более всего не любил умников, к коим прежде всего причислял всяких инженеров. Первым делом он уволил Джона Лентхала, руководителя Бюро строительства и ремонта кораблей, далее последовала очередь главного механика флота Ишервуда, руководителя Бюро разработки паровых машин. Ну а далее было вообще решено заняться всем корпусом морских инженеров, дабы приструнить их.
Еще в далеком 1863 году секретарь по флоту Уэллес в табели о рангах приравнял главного механика (chief engineer) к капитану линейного корабля (line Captain). Так вот, Портер решил, что главный механик теперь будет приравнен к коммандеру, а просто механик – к лейтенанту. Понятно, что инженеры потеряли не только в звании, но и в деньгах, то бишь – в жаловании.
В общем, реформа закончилась бурей, потом отставкой Бори, и новым секретарем по флоту 15 июня 1869 года стал Джордж Робсон (Robeson), которого характеризовали «как отличного знатока вин, второразрядного рыболова форели, третьесортного адвоката из Джерси  и четырехсортного секретаря по флоту». Робсон был одним из самых коррумпированных деятелей периода «грантизма». При зарплате в 10 тысяч долларов в год он умудрился вложить в недвижимость в период между 1872 и 1876 годами 300 тысяч долларов. Понятно, что деньги он просто уворовал из флотского бюджета.
Так вот, Робсон выдвинул план реорганизации флота. Согласно видению секретаря флоту США нужно было 10 броненосцев (которые, согласно его словам, будут аналогом «железнобоких Кромвеля»», 30 больших и 40 малых деревянных фрегатов для крейсерских действий, 40 мониторов для защиты побережья и еще 26 деревянных кораблей «для различных целей». По идее, план представлялся разумным, надо было только быстро построить броненосцы, из них 4 уже были в постройке, а общее количество кораблей снижалось на 24 единицы относительно состава образца 1868 года. Но Конгресс финансирование не подписал.
Согласно Морскому Списку на март 1869 года флот США имел 203 корабля (из них 52 броненосца и монитора), но из них для реальной морской службы подходило не более 18 единиц. В списке присутствовали такие «раритеты» как фрегаты «Конститьюшн» и «Нью-Орлеан» или линейный корабль «Чиппева», который стоял на верфи, так как его не могли достроить с 1815-го. И ради экономии бюджета Робсон решил сделать ставку… на деревянные винтовые суда, тогда как Англия, Франция, Россия и даже, прости господи, Китай уже грезили о железных кораблях.
Началось строительство кораблей, которые были устаревшими по всем параметрам еще на стадии проектирования. Но военно-морские чиновники оправдывали это концепцией «крейсерской войны», мол, «Если завтра война», то наша стратегия – это набеги на побережье и атака торговли. С учетом того, что морские инженеры и прогрессисты начали массовый исход из флота, опыт Гражданской войны в США был просто забыт напрочь.

Tags: американский флот, политик
Subscribe

  • Экспедиция Лестера - 1

    Ну а на Варспоте начался еще один мини-сериал из пяти частей, который я давным давно обещал, когда мы с вами еще разговаривали в Клубе Дюма. Речь об…

  • Параллельное чтение

    Естественно, окунувшись во времена Елизаветинской эпохи нельзя пройти мимо такой фигуры, как... настоящий "агент 007" - а именно - Джона Ди. По этому…

  • О навигации XVI века

    Тут следует упомянуть вот что. Предполагая обойти вокруг Британских островов и вернуться в Испанию, командиры Армады допустили стандартную для своего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 118 comments

  • Экспедиция Лестера - 1

    Ну а на Варспоте начался еще один мини-сериал из пяти частей, который я давным давно обещал, когда мы с вами еще разговаривали в Клубе Дюма. Речь об…

  • Параллельное чтение

    Естественно, окунувшись во времена Елизаветинской эпохи нельзя пройти мимо такой фигуры, как... настоящий "агент 007" - а именно - Джона Ди. По этому…

  • О навигации XVI века

    Тут следует упомянуть вот что. Предполагая обойти вокруг Британских островов и вернуться в Испанию, командиры Армады допустили стандартную для своего…