?

Log in

 
 
14 December 2016 @ 12:44 pm
В поисках Немо  
Кто читал "Двадцать тысяч лье под водой", помнят, что капитан Немо был племянником Типу Сахиба,известного как Тигр Майсура. Вообще изначально Жюль Верн хотел сделать капитаном Немо польским аристократом, участником восстания 1863-1864 г., мстившим Российской империи за подавление восстания и гибель семьи.
Но было две проблемы.
1) Капитан Немо должен был действовать на море, а на море русских военных судов днем с огнем не сыщешь.
2) А от кого вести корни такого Немо, который, извиняюсь за каламбур, в воде чувствует себя как рыба в воде?
Типу Сахиб подходил сюда гораздо больше, ибо Типу был флотофилом, и после второй англо-майсурской войны решил строить... флот.
Ха, скажет каждый из вас, два-три кораблика - это типа флот что ли?
Вы плохо знаете Типу!
От отца ему досталось три верфи - Jamalabad, Wajidabad и Majidabad. Так вот, к 1796 году, когда было создано Адмиралтейство Майсурского Султаната, Типу умудрился построить... 42 корабля. 22 линкора от 62 до 72 пушек, и 20 фрегатов от 46 до 24 пушек.
Майсур владел тремя портами - Мангалор, Кундапур, и Тадри, где корабли были распределены. Все его крупные корабли были обшиты медью для скорости хода. Крупнейший корабль имел размерения - 112 футов длины и 32 фута ширины, фрегат - 70 футов длины на 16 футов ширины. Если сравнить с европейскими кораблями - то размерения майсурского линкора - это размерения 30-пушечного европейского фрегата. Я так предполагаю, что большое количество пушек устанавливалось за счет постройки второго дека.
Доподлинно об особенностях майсурского кораблестроения известно только по уцелевшему бригу "Серингопатам", который был построен англичанами (!!!!) в Бомбее для Типу Сахиба(!!!) (вспоминается цитата Ленина про веревку и капиталистов), потом ими же и захвачен, послужил под английским флагом китобойцем и капером, а в войне 1812 года был захвачен Дэвидом Портером на "Эссексе" во время его вояжа в Тихий океан. На 1800 год бриг нес 14х9- и 18-фунтовых (!!!!) пушек. Скорее всего - пожертвовали дальностью и мореходностью ради мощного залпа.
В третьей и четвертой англо-майсурских войнах флот Типу оказался практически бесполезен, ибо корабли были, а вот команд - не было. Организация пошла по незалежному варианту - на 42 корабля было 30 адмиралов. Тем не менее пару боев с аравийскими пиратами майсурцы провести сумели, и нападать на них пираты Аравийского моря перестали, ибо чревато.
Ну а англичане корабли эти просто сожгли. От греха подальше. Мало ли - вдруг дикари-с научатся в кораблики, и тогда у нас появится большая головная боль.
Тем не менее, история капитана Немо как потомка Типу выглядит гораздо предпочтительнее, чем история потомка чисто сухопутной крысы, мстящей неизвестно кому неизвестно за что. К тому же один из издателей прямо сказал Жулю Верну - прописав в качестве Немо польского пана-революционера - потеряешь русский рынок, а это большие деньги, поэтому появился Немо-индус, а не Немо-поляк.

 
 
 
maedros78 on December 14th, 2016 09:51 am (UTC)
Офигеть. Не знал. Ну да у индусов с флотом всяко побогаче, иначе кого Синдбад грабил?
Виктор "Витус" Вагнерvitus_wagner on December 14th, 2016 09:55 am (UTC)
Да там много кого грабить было. Индоокеанская торговля от Мадагаскара до Китая процветала. И пиратских гнезд там хватало. Кроме аравийских были гуджаратские и маратхские пираты.
Виктор "Витус" Вагнерvitus_wagner on December 14th, 2016 09:52 am (UTC)
А ведь был по крайней мере один поляк, который прославился. став капитаном в английском торговом флоте - Юзеф Конрад Коженевский. По возрасту, он правда, на поколение младше. Он мог бы быть сыном участника восстания (если бы его отца не сослали за два года до восстания), мстящим за отца. Или за мать, схватившую чахотку в русской ссылке.
khathikhathi on March 1st, 2017 11:39 am (UTC)
А потом один эпизодический персонаж в вольной экранизации его магнум опуса прославил довольно проходную пиесу друга другого почти-поляка. ;)
Alexandr Alexandrovitch Mikhailovsansanich on December 14th, 2016 09:55 am (UTC)
А были ли у Польши знаменитые флотоводцы? И вообще был ли у Речи Посполитой свой флот?
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 10:11 am (UTC)
В этом ЖЖ даже тэг есть - польский флот
(no subject) - sansanich on December 14th, 2016 11:52 am (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 11:40 am (UTC) (Expand)
alexkussulalexkussul on December 14th, 2016 09:55 am (UTC)
Оставалось только нанять офицеров и немного команд (для затравки) у французов или кто там ещё на тот момент готов был Англии подгадить - и могло получиться весело...
Виктор "Витус" Вагнерvitus_wagner on December 14th, 2016 10:00 am (UTC)
Там вообще-то успел отметиться не кто иной как Сюффрен. Но как-то научить майсурских моряков бить англичан везде где не успеют убежать (что сам умел прекрасно), он не смог.
Видимо, педагог из него был не очень. А вот поголовная медная обшивка днищ - это явно его влияние.
Виктор "Витус" Вагнерvitus_wagner on December 14th, 2016 09:58 am (UTC)
Вообще-то про то что Немо был племянником Типу было написано в "Таинственном острове", а в "Двадцать тысяч лье" столь точных сведений о его происхождении не дается, только что он индус и что не любит англичан.
khathikhathi on March 1st, 2017 11:41 am (UTC)
Нет. Там, строго говоря, во многих вариантах романа даже национальность топимых им кораблей не указывается. А о нём самом говорится только что он абстрактный «южанин», что для тогдашнего француза могло означать от бразильца до малайца. ;)
fatangryopossumfatangryopossum on December 14th, 2016 09:59 am (UTC)
прописав в качестве Немо польского пана-революционера - потеряешь русский рынок, а это большие деньги, поэтому появился Немо-индус, а не Немо-поляк. (с)

Не можед быдь, чтобы такой горячий борец за справедливость такими низменными мотивами руководствовался!
А если серьезно, то разве рынок Мелкобритании и колоний не выгоднее российского? И известны ли свидетельства о том, что у лаймиз натурально подгорало из-за национальности Немо и причин его боротьбы?

Поляка же надо было ввести второстепенным персонажем, старпомом там или начальником абордажной партии. Типа, прополз он к Немо весь такой несчастный, недобитый, а Немо шляхтича пожалел-выходил-выпестовал.
Эх, не умели тогда кул стории писать.
Виктор "Витус" Вагнерvitus_wagner on December 14th, 2016 10:02 am (UTC)
Вот похоже, что англичане могли с гораздо большей симпатией относиться к мятежнику-индусу, чем русские к мятежнику поляку. В книге. В жизни-то было б скорее наоборот - англичане индуса, поймав, из пушки бы расстреляли, а русские поляка - сослали бы в Вологду, в худшем случае в Иркутск.
(no subject) - chestnut_ah on December 14th, 2016 11:42 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vitus_wagner on December 14th, 2016 10:03 am (UTC) (Expand)
(no subject) - magnitica on December 14th, 2016 10:22 am (UTC) (Expand)
(no subject) - fatangryopossum on December 14th, 2016 10:23 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chestnut_ah on December 14th, 2016 11:44 am (UTC) (Expand)
(no subject) - bippx on December 14th, 2016 01:42 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - finnian_light on December 14th, 2016 04:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - bippx on December 14th, 2016 04:16 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - valb3001 on December 15th, 2016 09:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - bippx on December 15th, 2016 11:01 am (UTC) (Expand)
(no subject) - valb3001 on December 15th, 2016 11:28 am (UTC) (Expand)
(no subject) - bippx on December 15th, 2016 11:41 am (UTC) (Expand)
(no subject) - valb3001 on December 15th, 2016 01:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 11:51 am (UTC) (Expand)
(no subject) - valb3001 on March 1st, 2017 11:55 am (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 12:10 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - valb3001 on March 1st, 2017 12:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 12:16 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - valb3001 on March 1st, 2017 12:20 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 12:23 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - valb3001 on March 1st, 2017 12:30 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 12:35 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - valb3001 on March 1st, 2017 12:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 12:50 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 14th, 2016 10:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - fatangryopossum on December 14th, 2016 10:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - tetrikov on December 14th, 2016 12:29 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - fatangryopossum on December 14th, 2016 01:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - cgue on December 14th, 2016 12:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - govorilkin on December 14th, 2016 01:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 11:55 am (UTC) (Expand)
(no subject) - govorilkin on March 1st, 2017 02:33 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 02:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - govorilkin on March 1st, 2017 03:21 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 11:47 am (UTC) (Expand)
(no subject) - fatangryopossum on March 1st, 2017 02:06 pm (UTC) (Expand)
b00_dcb00_dc on December 14th, 2016 10:05 am (UTC)
"Кстати, в первом варианте герой
романа не был индусом. «Читая ру-
копись, — писал Жюль Верн свое-
му издателю Этцелю, — старайтесь
помнить, пожалуйста, что капи-
тан Немо — поляк, помните это. Он
именно поляк, а потопленный ко-
рабль — судно русское». Но осторож-
ный Этцель выступил категорически
против польского происхождения ка-
питана Немо и мотивов его поступков.
Он прекрасно понимал, что француз-
скому правительству совсем ни к чему
портить отношения с Россией из-за
приключенческого романа, к тому же в
России романы Жюля Верна продава-
лись лучше всего. В конечном вариан-
те главным героем стал индус, в сердце
которого пылают неистребимая обида
на врагов и жажда мести."
lilibay: манила галлеонlilibay on December 14th, 2016 10:37 am (UTC)
Ещё одно государство погубленное Флотом))
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 11:06 am (UTC)
Как ни странно - насколько я понимаю, именно созданный флот и погубил Майсур. Когда Бонапарт пошел в Египет - весь истеблишмент Англии долго ржал. Ну хочет человек по пескам повозиться - ради бога. И тут бриг Альянс перехватывает пакетбот губернатора Иль де Франса к Бонни, в котором Типу соглашается выслать корабли в Красное море для перевозки, принять и снабжать у себя 20-тысячный французский корпус.
Собственно, после этого превентивное нападение на Майсур и произошло - первым делом обстреляли их мортир и ракет Конгрива флотские стоянки и на фиг спалили все корабли.
(no subject) - chestnut_ah on December 14th, 2016 11:47 am (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 14th, 2016 11:51 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vitus_wagner on December 14th, 2016 01:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 14th, 2016 01:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vitus_wagner on December 14th, 2016 01:20 pm (UTC) (Expand)
govorilkin: Дереву рыбный суп! Суп!govorilkin on December 14th, 2016 10:56 am (UTC)
странно, что Верн не побоялся потерять английский рынок
ну да, француз все-таки
fvl1_01: pic#114187582fvl1_01 on December 14th, 2016 11:28 am (UTC)
Жюль Верн был мало популярен в Англии, но дико популярен в США. (шоу ревю по 80 дней вокруг света шло лет 20 в штатах, с роялти после каждого представления, американцев даже радовало что там сатирически спародированы выборы в США).

То есть он потерял британский рынок но получил офигенные роялти из Штатов которым было приятно, что англичане местами дураки.

(кстати под рынок США Жюль Верн прогнулся еще раз - в капитане Гаттерасе ввели Атремонта с "Пурпойза" - с большим успехом получилось :-)
(no subject) - govorilkin on December 14th, 2016 12:18 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - fvl1_01 on December 14th, 2016 12:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 11:59 am (UTC) (Expand)
(no subject) - fvl1_01 on March 1st, 2017 12:28 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 12:29 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - fvl1_01 on March 1st, 2017 12:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 11:58 am (UTC) (Expand)
gansgut1 on December 14th, 2016 11:20 am (UTC)
А кто этому Типу корабли проектировал и как они выглядели?
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 11:25 am (UTC)
Как ни странно - он занимался проектами кораблей сам, их строили что на его верфях, что по заказу по его эскизам. По крайней мере я это читал в книге, дай бог памяти, "History of Mysore Under Hyder Ali and Tippoo Sultan", автор Mohibbul Hasan
Саша Пахомов_ on December 14th, 2016 11:23 am (UTC)
Просто смех
Упоминание Ильича с фразой про верёвку видится смешным после того, как читаем про количество адмиралов, кажется только у Баума в Странае Оз было фееричней-один солдат и толпа полковников и генералов.
Англичане были не дураки позволяя тумба-юмбе поиграться в кораблики. Во-первых, не было команд, а во-вторых, толпа адмиралов гарантированно всё провалит даже при идеальных командах.
Остаётся только один вопрос-алчные англичане нажились на всех этой игре в кораблики, акромя продажи одного корабля, отжатого в последующем?
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 11:30 am (UTC)
Re: Просто смех
Ну в свое время отца этого тумбы-юмбы они сильно недооценили, за что конкретно поплатились.
И после этого Типу был объявлен "врагом Англии №1", чем-то типа Каддафи или Хуссейна. Газеты и сводки того времени прямо-таки пестрят заголовками: "тиран, убийца, деспот", и т.д. При этом десятилетием ранее Майсур был по уровню развития даже технологичнее англичан, по крайней мере некоторые из вундерваффе индийцев оказались для гордых сынов Острова очень неприятным сюрпризом.
(no subject) - alexkussul on December 14th, 2016 11:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 14th, 2016 11:52 am (UTC) (Expand)
(no subject) - uldorthecursed on December 14th, 2016 12:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - alexkussul on December 14th, 2016 12:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 14th, 2016 12:28 pm (UTC) (Expand)
Re: - _ on December 14th, 2016 12:10 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - misha_makferson on December 15th, 2016 07:02 am (UTC) (Expand)
Re: Просто смех - misha_makferson on December 15th, 2016 06:53 am (UTC) (Expand)
Пунийцы - _ on December 15th, 2016 09:48 am (UTC) (Expand)
urruk_haiurruk_hai on December 14th, 2016 12:28 pm (UTC)
Ну версия о "на море русских военных судов днем с огнем не сыщешь." действительности не соответствует Давайте вспомним Невельского .
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 12:30 pm (UTC)
И в чем она не соответствует?
Хорошо, сравните сколько в Тихом океане во времена Невельского было русских кораблей, а сколько английских.
(no subject) - urruk_hai on December 14th, 2016 12:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 14th, 2016 12:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - urruk_hai on December 14th, 2016 12:52 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 14th, 2016 12:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - urruk_hai on December 14th, 2016 01:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 14th, 2016 01:04 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - urruk_hai on December 14th, 2016 01:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 14th, 2016 01:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vitus_wagner on December 14th, 2016 01:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - alexkussul on December 14th, 2016 01:31 pm (UTC) (Expand)
urruk_haiurruk_hai on December 14th, 2016 01:21 pm (UTC)
А не обращали внимание на повадки пресловутого Немо ? Его личная каюта включая салон составляет 15м. от общей длины корабля . Каюта его помощников составляет
5 метров от длины корабля . Поговорите мне о равноправии .
llandaff: аватарllandaff on December 14th, 2016 03:30 pm (UTC)
Это норма для кораблей тех времен.
(no subject) - khathi on March 1st, 2017 12:04 pm (UTC) (Expand)
Pater Patriaekastamuni on December 14th, 2016 01:24 pm (UTC)
Спасибо, очень познавательный пост!
urruk_haiurruk_hai on December 14th, 2016 01:45 pm (UTC)
Есть такая штука как бортовой залп . Причём из ОСНОВНЫХ орудий . Когда этот залп производили китобои- китиколовы американцев- это одно , а вот когда бортовым залпом салютовали тем же самым котиколовам то в подавляющем большинстве случаев дело завершалось совсем иным . Снесёнными снастями и полной гибелью палубной команды
maedros78 on December 14th, 2016 01:59 pm (UTC)
А пушки в таких товарных кол-вах откуда?
Всё тоже самими налили?
George Rookegeorge_rooke on December 15th, 2016 07:38 am (UTC)
Re: А пушки в таких товарных кол-вах откуда?
Частью - да. Майсур поднялся вообще на железе, причем высококачественном. Это была основа его экономики изначально.
enki_cleverenki_clever on December 14th, 2016 03:06 pm (UTC)
Да, открытия Севморпути ему долго ждать пришлось бы:)
Eugene: Southeugene_gu on December 14th, 2016 03:14 pm (UTC)
Вопрос по картинке
Табуретками не бить - я и так знаю, что ламер! :)

Заинтересовала форма носа корабля на картинке в посте.
Это что, таран?

Edited at 2016-12-14 03:21 pm (UTC)
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 03:24 pm (UTC)

Нет ) раскройте картинку в отдельном окне, там будет ссылка. Это Бомбейский граб. В принципе легко же найти описание.

(no subject) - eugene_gu on December 14th, 2016 03:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 15th, 2016 07:39 am (UTC) (Expand)
(no subject) - eugene_gu on December 15th, 2016 12:07 pm (UTC) (Expand)
urruk_haiurruk_hai on December 14th, 2016 07:41 pm (UTC)
Свинцом и сталью подтвержден, закон Сибири скор:
Не смейте котиков стрелять у русских Командор!
Как мы видим закон Сибири действует даже на богом забытых Командорских островах . И эти острова принадлежат России - даже у Киплинга .
Антон Икрянников: Карттапаллоaikr on December 14th, 2016 07:49 pm (UTC)
Кто читал "Двадцать тысяч лье под водой", помнят, что капитан Немо был племянником Типу Сахиба

Как раз в «20 тысяч льё под водой» ничего подобного не говорится; об этом рассказано только в «Таинственном острове». И надо сказать, между этими двумя книгами довольно много противоречий (общеизвестные хронологические нестыковки — лишь самые известные из них).

Позволю себе скопировать свой давний пост на эту тему. Шутка, разумеется, но в каждой шутке...

* * *

На прошедшей Фандомной битве команда «Библиотеки приключений» попробовала реконструировать биографию принца Дакара. И конечно же, в обсуждении этой реконструкции не раз упомянули многочисленные противоречия между «20 тысяч льё под водой» и «Таинственным островом». В частности, был и такой комментарий:

Между фактами, изложенными в "ТО" и "20 ТЛ", нестыковок так много, что пытаться привести их к одному знаменателю – дело совершенно безнадежное. Там не только жесточайшее рассогласование времен, там рассогласование описанных событий и характера персонажа. Немо "20 ТЛ" и Немо "ТО" - два разных человека. Первый ироничен и где-то даже игрив (готова доказать, если что), второй убийственно серьезен. Первый – очевидно европеец (хотя бы по воспитанию), во втором гораздо больше от индуса. Первый учился в Лондоне и спокойно принимает и использует изобретения и открытия англичан ("...гребной вал ["Наутилуса" сделан] у "Пена и компании" в Лондоне, листовая обшивка корпуса у Лерда в Ливерпуле, винт у Скотта в Глазго"), второй из принципа никогда не ступал на британскую землю. Ну, и т.д.

И после этих слов пришла мне в голову весьма неожиданная версия. Даже, как я убедился чуть ниже, не у меня одного; но думаю, мой вариант всё-таки забористей. Теперь просто копирую свой комментарий:

=====

на грани укуренности. Человек, которого застали умирающим герои ТО, был не капитаном Немо, а кем-то из его спутников. Пустив, т. о., слух о свой смерти, Даккар мог почти спокойно жить под чужим именем где-нибудь в Америке.

Ага, у меня почти такая же мысль появилась. Только я укурился ещё сильнее зашёл ещё дальше. Никакого принца Дакара вообще не было! Биография капитана Немо, рассказанная умирающим, выдумана «чуть более чем полностью». Зачем? Да чтобы «пустить следствие по ложному следу»! Настоящий капитан и/или созданная им организация продолжает действовать в своих таинственных целях, которые так и остались для читателей загадкой. После «затопления» подлодки дежурная команда спокойно вышла из каюты, где тихонько сидела во время разговора колонистов с «капитаном», и вывела «Наутилус» из пещеры. (Разумеется, скала, закрывшая выход, была такой же фантазией, как и индийский принц). Убедившись, что колонисты спаслись после взрыва острова и благополучно попали на «Дункан» (а значит, донесут нужную версию судьбы «Наутилуса» до европейских и американских газет и соответствующих спецслужб), подлодка ушла своей дорогой — теперь можно было не опасаться, что кто-то будет её искать. Хочется верить, что если бы «Дункан» не успел вовремя, колонистам смогли бы подкинуть очередной рояль в кустах — если не из человеколюбия, то хотя бы затем, чтобы таки донести дезинформацию до газет.

Да, умирающий был действительно умирающим. Не знаю, какая болезнь или травма его подкосила; но он согласился (а то и сам предложил) своей всё равно неизбежной смертью послужить капитану, которому служил всей жизнью. В самом ли деле он (или скорее корабельный врач) смог предсказать время смерти с точностью до нескольких часов, или «помог» себе каким-нибудь ядом — этого уже не узнать.

Ну а нестыковки вида «никогда не ступал на британскую землю» объясняются как раз тем, что умирающий — не настоящий капитан, и поэтому мог что-то перепутать (да и близость смерти не способствует ясности мышления). Таким образом, эта версия объясняет вообще все противоречия, кроме хронологических. Хотя конспирологии, конечно, получается выше крыши.
Oleg AntonovOleg Antonov on December 14th, 2016 09:10 pm (UTC)
Что-то мне эти индийские линкоры напоминают. То ли каракки 16 века, у которых среди числа пушек даже ручницы посчитаны, то ли знаменитый "60-пушечный" греческий бриг.
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 09:22 pm (UTC)

Нет, не получится так считать. Французы строить помогали. Тот же бриг, который я упоминал, нес 10*18-фунт и 4*9-фунт, представь, какое вооружение для такого корабля!
Пишут, что  один 72-пушечный считался первого ранга, 62-пушечники и 50-пуш - второй ранг. Мне кажется, это что-то типа двухдечных фрегатов. Jason (1724), что-то типа него.

(no subject) - Oleg Antonov on December 15th, 2016 06:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on December 15th, 2016 10:14 am (UTC) (Expand)
selevkid2011selevkid2011 on December 14th, 2016 10:30 pm (UTC)
То есть английский рынок издатели потерять не побоялись. Действительно, куда этим овсянкофилам до самой читающей страны.
George Rookegeorge_rooke on December 15th, 2016 07:37 am (UTC)
Скорее говоря про английский рынок имели ввиду рынок американский, а американцы тогда относились к англичанам гораздо хуже, чем мы или французы.