?

Log in

 
 
13 December 2016 @ 10:06 pm
Опять Самара, XIX век.  
Если бы мы оказались в Самаре летом где-нибудь в конце XIX в., да и даже в начале XX, мы бы столкнулись с тем, что в городе было просто невозможно дышать. Машины в городе являлись еще экзотической новинкой, имеющиеся предприятия мало что могли сделать с чистотой воздуха, но проблема с чистотой воздуха была одной из самых насущных. Отсутствие зеленых насаждений (фактически единственным их островком был Струковский парк) да грунтовые дороги приводили к тому, что в Самаре постоянно возникали самые настоящие пылевые бури. Ситуация усугублялась тем, что пыль с дорог смешивалась с высохшими экскрементами животных, что делало эту пыль еще и – как тогда писалось в документах – источником «болезнетворных начал». Болезнетворной пылью дышали люди, она осаждалась на продуктах на самарских рынках. Купцы могли укрыться от этой напасти на своих дачах, но и они вместе с другими самарскими обывателями терпели серьезные неудобства и разделяли опасность заразиться опасными заболеваниями.
Власти города естественно понимали всю серьезность проблемы и принимали необходимые меры. Главным средством в борьбе с пылью стала поливка улиц, причем не только водой, но и нефтью. Как это происходило можно увидеть на примере того, что случилось в Самаре в 1911 году.
Откуда вообще возникла идея поливать улицы нефтью, да и вообще бороться с пылью? Впервые поливку улиц водой осуществил в Москве инженер Петр Щекотов еще в 1874 году. Но это оказалось не лучшим решением проблемы. О том, что стали делать дальше, писала московская газета «Новости дня» уже в 1902 году: «Как известно, поливка улиц водой способствует развитию на мостовых бактерий. Наука окончательно выяснила, что поливка улиц водой крайне вредно. В санитарном отношении не опасны улицы совсем не подвергающиеся периодическим поливкам. По инициативе городского инженера П.М.Щекотова, в непродолжительном времени на одной из московских улиц будут произведены опыты поливки улиц нефтью. [...] Испытания такой поливки мостовой были не так давно произведены в Америке и дали хорошие результаты. Оказываются, бактерии гибнут от нефти, пыль липнет к мостовой, которая, несмотря на большую жару, не просыхает».
Судя по всему, практика использования для поливки улиц Самары нефтью началась в 1910 г. Полив осуществлялся на значительной части города: на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) вокруг памятника Александру II, на набережной Волги, на Троицкой площади, около городского театра, полностью или частично на улицах Преображенской (ныне Водников), Казанской (ныне А. Толстого), Дворянской (ныне Куйбышева), Саратовской (ныне Фрунзе), Николаевской (ныне Чапаевской), Соборной (ныне Молодогвардейской), Самарской и Старо-Самарской (ныне Крупской), Предтеченской (ныне Некрасовской), Садовой, Воскресенской (ныне Пионерской), Заводской (ныне Венцека), Панской (ныне Ленинградской), Льва Толстого, Почтовой (ныне Рабочей), Троицкой (ныне Галактионовской), около железнодорожного вокзала. Всего было использовано 445 бочек нефти емкостью 25 пудов каждая (1 пуд – 16, 381 кг). Снова возникает вопрос: это была чистая нефть? По документам можно сделать вывод, что это были, вероятнее всего, остатки переработки нефти, накопившиеся в работе городского водопровода, мельницы, городской бойни. Часть подобного продукта была предоставлена Товариществом бр. Нобель, Каспийским товариществом и Товариществом «Мазут».
Уже весной следующего года в городскую управу начинают обращаться не только жители города, но и сам губернатор Н.В. Протасьев, указавший на необходимость продолжить в текущем году поливку улиц. Просьба о поливке улиц звучит не только от купцов, владельцев рыночных лавок, но, например, от директора самарской 1-й гимназии, где пыль мешала летним гимнастическим занятиям учащихся. Но не все были «за». Ряд гласных городской Думы высказывались и о недостатках такой практики. Говорилось о том, что такой полив вредно сказывается на обуви и автомобильных шинах, загрязняет одежду, а самое главное может негативно сказаться на здоровье и вообще способ пожароопасен.
Один из гласных укорял власти в том, что полив производится только в кварталах, где проживали состоятельные горожане, а там, где не было мостовых и водопровода люди задыхаются от пыли. При этом гласный считал, что поливать улицы необходимо именно водой в связи с тем, а еще нефть вредна для паркетных покрытий.
Городской голова М.Д. Челышев отверг претензию о том, что поливаются только «богатые улицы». Совместно с городским полицмейстером и санитарным бюро было решено полить именно нефтью все замощенные улицы. В первую очередь были политы набережная, Троицкий базар, Вокзальная и Ильинская площади, а также линии от пристани к вокзалу. Затем был произведен полив улиц с «большим движением» по заранее определенному плану. Городские власти объяснили, что при отсутствии во многих местах водоразборов, бороться с пылью с помощью воды по всему городу проблематично. Поливка же нефтью требует гораздо меньше воды, да и действует она на пыль гораздо эффективнее. Кроме того, было определено, что на тех улицах, где поливка нефтью использовалась в прошлом год, уменьшилась заболеваемость холерой. Как было справедливо замечено: «Порча паркетных полов не так важна, как важно здоровье тех жителей, которые лишены возможности выехать на дачу и принуждены дышать пылью». Все эти факты были аргументацией М.Д. Челышева.
Кроме Челышева в городской Думе выступал и заведующий санитарным бюро И.И. Мальковский. Фактически гласным в его лице была представлена та же аргументация, но уже с позиций специалиста-медика. Мальковский объяснил, что главными распространителями болезней в Самаре являются пыль и мухи, причем последние, как доказали новейшие на тот период исследования, являлись переносчиками не только холеры, но и чумы. Нефть же по отношению к пыли является вяжущим веществом, не давая ей подниматься и распространять «горловые заболевания». Мухи и их личинки также эффективно уничтожались после такой поливки. Главный санитарный врач города подчеркнул, что такой способ применяется за границей, причем не только для поливки улиц, но даже для пропитки камней, которые используются для замощения улиц.
Доклад городского головы был принят. Поливка улиц нефтью началась с середины мая и прошла по утвержденному плану, затронув те же улицы, полив которых осуществлялся и в прошлом году. Продолжилась ли такая практика в последующие годы - пока в архивных документах не удалось найти ответ на этот вопрос. Но мы знаем точно – когда-то с пылью в Самаре боролись нефтью.



Е.М. Малинкин – главный специалист отдела ИАД Самарского областного государственного архива социально-политической истории, к.и.н.

http://www.regsamarh.ru/info_act/publication/25.08.2015/all/1/20462/



 
 
 
sdvsamara: pic#88909580sdvsamara on December 13th, 2016 07:11 pm (UTC)
Пылевые бури на наших улицах давно уже вернулись. Правда теперь причины немного другие, хотя и сравнимые. Из-за парковок на газонах, немытых машин со строек. на улицы возвращается грунтовка.
maedros78 on December 13th, 2016 07:40 pm (UTC)
Эээ. А один раз замостить не дешевле было? Ад вообще. С другой стороны китовым жтюиром улицы освещали, сейчас трудно себе представить
chester854chester854 on December 13th, 2016 07:46 pm (UTC)
Мощение и сейчас дорого
chester854chester854 on December 13th, 2016 07:45 pm (UTC)
Осенью и весной появляется весьма вредная асфальтовая пыль от шипов
neoptolemneoptolem on December 13th, 2016 09:58 pm (UTC)
А без шипов никак не поездить?
Ирбисirbis_s on December 14th, 2016 06:18 am (UTC)
Так погода такая. В ноябре-декабре может выпасть снег, потом растаять, и неделями стоять голый асфальт. Или снова выпасть в любой момент.

Edited at 2016-12-14 06:20 am (UTC)
chester854: 2008chester854 on December 14th, 2016 07:13 am (UTC)
Это возможно в тех городах, где администрация оперативно обеспечивает уборку снега и льда на дорогах. Самара к таковым увы не относится
knv_37: модернknv_37 on December 13th, 2016 07:50 pm (UTC)
Кроме того, если сравнить Куйбышев 70-х и Самару 2000-х, то сравнение будет не в пользу последней!
В послевоенные годы на улицах и во дворах было много деревьев. Больше всего было деревьев не особо ценных пород, но зато они очень быстро росли и давали в жару тень и прохладу. Ещё много было тополя и ясеня. Во всех газонах на улицах в старом городе росли цветы, которые сажали сами жители. И это подтверждают фотографии тех лет.
А в дореволюционные годы старая Самара была совсем лишена зелени, как справедливо замечает блогер George Rooke.
В июне обыкновенно была самая сильная жара. Моя бабушка, которая была коренной жительницей Самары, рассказывала мне, что "на Петровки" (имеется ввиду Петров пост, который был в июне), обычно умирало очень много грудных младенцев от поноса, вызванного дизентерийной инфекцией и жарой. На улице постоянно можно было видеть мужчин, которые несли маленькие детские гробики...
У моей самарской прабабушки Наталии Фёдоровны Тимофеевой было одиннадцать детей. Из них в живых осталось только шестеро. Остальные умерли в младенческом возрасте.
Теперь мы медленно, но верно, снова приближаемся к такой ситуации, что на улицах Самары совсем не остаётся деревьев и зелёных дворов. А количество транспорта всё растёт и растёт. И старые, зелёные прежде улицы, Застраиваются многоэтажными коробками. От этого жить в городе становится всё труднее.
А изменения климата в сторону потепления могут ещё больше усложнить ситуацию.
rightnik1 on December 14th, 2016 01:11 pm (UTC)
А в дореволюционные годы старая Самара была совсем лишена зелени, как справедливо замечает блогер George Rooke

В дореволюционные годы Самара была относительно маленьким городом - поля начитались от Полевой (отсюда и название).
Так что наличие зелени было некритично.
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 01:18 pm (UTC)
Ну за Полевой строго говоря находился еще пригород. Прежде всего это казармы, которые и сейчас на Масленникова и Панова. И всякие лечебницы и дачи в овраге Подпольщиков.
rightnik1 on December 14th, 2016 01:23 pm (UTC)
По отзывам моих старших родственников и знакомых даже в 50-е - начало 60-х там было еще много колхозных сельхоземель, озер, оврагов и тп.
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 01:26 pm (UTC)
Я вам более скажу - даже в 90-е например все побережье Волги после загородного парка - это лечебницы, профилактории, детские лагеря, и дачи, дачи, дачи))))
Сам там с девушками гулял в молодости)
rightnik1 on December 14th, 2016 01:29 pm (UTC)
На даче я тогда там летом жил, на 3-й просеке:)
knv_37: модернknv_37 on December 14th, 2016 05:13 pm (UTC)
Согласна с Вами!
callmycowcallmycow on December 14th, 2016 01:57 am (UTC)
Спасибо, интересно!
Пришлось ещё поискать значение слова "плотомойня". Оказалось, всего лишь плот-портомойня, плавучая прачечная.
rempi: Talkrempi on December 14th, 2016 04:53 am (UTC)
Спасибо, очень познавательно.
В англоязычных странах, главным образом членах британского содружества асфальтовое покрытие до сих пор называют "тармак" (tarmac), т.к. по видимому они в тех же целях вместо нефти использовали деготь (tar). Интересно, существовала ли такая практика в России?
khathikhathi on March 1st, 2017 11:37 am (UTC)
Не древесный дёготь, а каменноугольную смолу (пек) обычно — coal tar, он же pitch. Или нефтяной битум. На такие объёмы никакого дёгтя не хватит.
afroukrainecafroukrainec on December 14th, 2016 06:09 am (UTC)
у вас то же беда с пылью?
George Rookegeorge_rooke on December 14th, 2016 06:10 am (UTC)

Ну в декабре как бы нет, а летом - да. Гигантская проблема.

afroukrainecafroukrainec on December 14th, 2016 06:13 am (UTC)
я думал что выражение Саратовский дождик (когда пыльные бури весной покрывают сантиметровым слоем все вокруг) чисто наша проблема)))
Виктор "Витус" Вагнерvitus_wagner on December 14th, 2016 07:04 am (UTC)
Потом научились заранее смешивать гудрон с песком и стали называть это "асфальт".
Правда, помнится в 90-е (XX века) в Тверской области некоторые дороги ремонтировали именно методом "сначала засыпем щебнем, потом польем гудроном". От нехватки мощностей асфальтовых заводов, видимо.