?

Log in

 
 
19 October 2015 @ 02:37 pm
И еще немного про испанцев "Золотого Века"  
Эпизод войны во Фландрии.

После захвата Антверпена Фламандскую армию возглавил Эрнест фон Мансфельд, друг детства Филиппа II. В ноябре армия достигла Мааса, и Мансфельд разделил армию. Первой частью командовал он сам, а второй - Хуан де Агила и Франсиско де Боабдилья. Голландцы, сознавая, что в чистом поле их просто разотрут в порошок и смешают с землей, открыли плотины, терция Агилы смогла спастись на маленьком островке у плотины Эмпель.
Было там не более 2700 человек при 6 пушках. Ни одного деревца, еды - на неделю, вода - только та, что вокруг, грязная и мутная. Несколько атак голландской пехоты испанцы отбили. И тогда Мориц Нассауский, который тогда был и генералом и адмиралом Провинций одновременно, решил послать против терции Агилы... флот. То есть тупо вести огонь и перемешать всех проклятых кабальерос с землей. А потом высадиться с лодок и добить тех, кто уцелел.
И вот 2 декабря 1585 года к островку у Эмпеля подошла голландская армада адмирала Холака (прозвище знаменитого Филиппа Гогенлоэ-Нойнштейна) - 3 орлог-шипа, 17 яхт, 20 одномачтовых судов, и около 43-х гребных - вобщем сила несопоставимая - 90 кораблей разного калибра и ранга. Голландцы для действий выбрали суденышки с плоским дном.
800px-Empel_1585_Braun_&_Hogenberg
Холак не сомневался в успехе. Он неспешно продефилировал туда-обратно, и послал на островок парламентера с предложением капитуляции. Мол, дорогие испанцы - "Кабальерос, здавайс! Будут бабы, куры, млеко, яйки! Будешь жить как в раю!" Ответ Франсиско де Боабдильи сохранился в истории: "Испанцы предпочитают смерть позору. О капитуляции мы с вами поговорим после смерти".
Голландцы начали обстрел. Вели огонь методично, неспешно. Часть испанцев укрылась в полуразрушенной церквушке Сальве, часть создала из возов импровизированную крепостную стену. По мере сил отвечали из пушек и мушкетов. Сдерживало то, что пороха осталось мало, а тот что был - частью отсырел. Но понимали - на бога надейся, а порох все же держи сухим.
В дело пошли лодки с десантом. Несколько выстрелов из пушек - две лодки перевернулись, а остальные спешно повернули назад.
Так прошел день. Потом второй. Третий.
Штурмы. Обстрелы. Штурмы обстрелы. Порох кончился, осталось по три ядра на орудие. Теперь стреляли только наверняка.
5 декабря голландцы еще раз пошли на штурм - наверное последним залпом пушки картечью нанесли столь ощутимый урон наступавшим, что те в панике бросились к лодкам и отплыли назад.
В ночь с 6 на 7-е нашли у церкви амвон с изображением Непорочного Зачатия Девы Марии, что посчитали очень хорошим предзнаменованием. Еще бы! Бог своих не бросает! Он с нами!
7 декабря - еще один штурм. Охотники из испанцев ввязались в бой прямо в воде. Саблями и пиками, пороха то нет! Отбились.

А в ночь с 7 на 8 декабря грянули морозы. Не зря амвон нашли! Говорили же, бог своих не бросает! И рано утром 9-го испанцы по тонкому льду пошли на прорыв. Прям стройными квадратами. Впереди - Агила на лихом коне (на самом деле кляча, еле таскавшая ноги, единственная лошадь, которую еще не сожрали). В середине Боабдилья на носилках (ранен в ногу и в бок, ходить не мог). На пути стоял вмерзший в лед корабль - взяли штурмом, и спалили. Захваченный в плен капитан голландца в изумлении прошептал: "Судя по всему, бог сегодня испанец".
Только закончили - впереди квадрат голландской пехоты - пики наклонены, дымятся фитили. А испанцам в этот день был сам черт не брат - пики перевели в боевое положение и пошли на штурм. Натиск был такой, что рассекли голландцев как нож рассекает масло. Еще и обоз их захватили, порохом и пулями разжились. Напоследок дали залп из пушек, которые потом заклепали и сбросили в воду, чтобы идти налегке. И пошли.
12 декабря 2000 измученных, оборванных солдат вышли к своим. Ведя пленных. Разжившись порохом. Едой.
Все как обычно. Терциям во Фландрии не привыкать. Они все вытерпят, всех победят. Лишь бы Бог был на их стороне.


Хуан де Агила.
 
 
 
grigvasgrigvas on October 19th, 2015 10:41 am (UTC)
Читал, что икона Непорочного Зачатия Девы Марии мимо проплывала, а испанцы её заметили и достали из воды.
George Rookegeorge_rooke on October 19th, 2015 10:48 am (UTC)
Да там разные версии. То траншею копали - нашли. То под обломками церкви обнаружили. То мимо проплывала. То икона, то столик (амвон).
Вобщем, выбирай - не хочу.
alexkussulalexkussul on October 19th, 2015 10:46 am (UTC)
А на кораблях в качестве абордажных команд / морпехов etc. у испанцев такие же кадры были?
George Rookegeorge_rooke on October 19th, 2015 10:49 am (UTC)
Еще круче, судя по всему)
alexkussulalexkussul on October 19th, 2015 10:54 am (UTC)
Немного похоже на римское военно-морское дело, которое в основном, если не путаю, сводилось к "сойтись бортами, а дальше все как на суше, а на суше мы всем даем #@зды" :)))
George Rookegeorge_rooke on October 19th, 2015 11:08 am (UTC)
Терция - это все-таки 4000 человек в штатном составе. Кампания (рота) морской пехоты - 100 человек. Так что им по самому штату нужно было быть отморозками. Чему тот же Мигель де Сервантес самый знаменитый пример.
alexkussulalexkussul on October 19th, 2015 11:34 am (UTC)
А есть оценка "абордажной эффективности" испанцев? На уровне "каждый второй заход в случае схождения для абордажа - успешный" или "один из пяти"?
Просто для понимания, насколько этого боялись и старались (ли) избегать оппоненты...
George Rookegeorge_rooke on October 19th, 2015 11:49 am (UTC)
Я такой статистики не вел.
alexkussulalexkussul on October 19th, 2015 12:17 pm (UTC)
Это понятно - интересна не столько статистика, сколько распространённые представления того времени - то, что могло влиять на тактику.
Артём ЖигулинАртём Жигулин on October 19th, 2015 02:00 pm (UTC)
Вам с этими вопросами в ЖЖ "Весло и парус" к Галеа Галлею. Он по этим вопросам специалист.
alexkussulalexkussul on October 19th, 2015 07:10 pm (UTC)
Спасибо.-)
Клапауцийklapaucy on October 19th, 2015 10:50 am (UTC)
сильно...
keinechancekeinechance on October 19th, 2015 10:56 am (UTC)
Интересно, высокий боевой дух испанцев полностью завязан на религии или все-таки были "народные традиции", которые с веками растерялись?
deonnisideonnisi on October 19th, 2015 11:08 am (UTC)
Карл V Габсбург говорил-.С Богом я говорю по-испански, с женщинами — по-итальянски, с мужчинами — по-французски, а с моими лошадьми — по-немецки.))))))
germountgermount on October 19th, 2015 11:24 am (UTC)
А у испанцев есть годные фильмы про Мятеж? Ну кроме Алатристе.
Lord Maxxxlordmaxxx on October 19th, 2015 11:30 am (UTC)
Суровые мужики служили под знамёнами испанских терций во Фландрии.
Александрlastfire on October 19th, 2015 11:40 am (UTC)
Хорошая история, спасибо.
А голландская версия причин поражения есть? Ну там недокорм, некомплект, недое...
George Rookegeorge_rooke on October 19th, 2015 12:28 pm (UTC)
Ну понятно, что в этом изложении она получилась в форме притчи)
Эскадру Холака я выверяю, но уже сразу могу сказать, что большинство судов - это мобилизованные лодки.
George Rookegeorge_rooke on October 20th, 2015 08:23 am (UTC)
Вот вроде как голландская версия, если разумеете по голландски:

http://bosschebladen.nl/media/pdf/2005-1Berselaar.pdf
Александрlastfire on October 20th, 2015 08:31 am (UTC)
Увы, не замечал за собой таких достоинств.
Пролистал бегло - печаль, визуально что-то среднее между английским и немецким :(
George Rookegeorge_rooke on October 20th, 2015 08:34 am (UTC)
Если вкратце - смысл тот же.
В ночь с 7 на 8 поднялся холодный ветер, который начал выгонять воду из пойм, температура резко упала, часть кораблей то ли вмерзла, то ли села на мель. А испанцы утром прошли по появившейся земле и ударили в то место, которое было почти не защищено. Ну и вырвались.
Александрlastfire on October 20th, 2015 08:39 am (UTC)
Спасибо!
То что пешие испанцы лучше замороженных флотских вполне ожидаемо.
Удивляет что 3-дневная бомбардировка без ответного огня не проложила дорогу десанту.
Там численность голландской пехоты можно выкопать и/или число орудий на кораблях?
Может они тоже на отсутствие пороха жалуются?
George Rookegeorge_rooke on October 20th, 2015 08:50 am (UTC)
Данные по этому поводу разнятся, ориентировочно их можно оценить в 10-11 тыс. пехоты, однако часть голландцев была отвлечена на Мансфельда, поскольку он пытался нанести деблокирующий удар 5-6 декабря.
Это же обстоятельство, кстати, заставило Холлака вывести из затопленного канала большие корабли для огневой поддержки пехоты
George Rookegeorge_rooke on October 20th, 2015 08:51 am (UTC)
Просто Мансфельд пытался атаковать голландцев, посадив свои войска на 50 конфискованных лодок, и вот для противодействия этому Холлак вывел из канала орлогшипы.
Александрlastfire on October 20th, 2015 08:59 am (UTC)
Спасибо! Испанцы выглядят все равно геройски, но теперь понятно, что к их спасению были предпосылки.

А за голландцев такие истории есть? ;) Или они в конечном итоге "измотали противника бегом"?
George Rookegeorge_rooke on October 19th, 2015 12:25 pm (UTC)
Спасибо, щас вставлю в текст!))
Александрlastfire on October 19th, 2015 01:19 pm (UTC)
Спасибо.
А дама справа на картине - маркитантка? В смысле, в какой роли она оказалась на острове?
antoinantoin on October 19th, 2015 01:28 pm (UTC)
Да кто угодно. Маркитанка, швея, проститутка, жена. Количество некомбатантов, которые шли вместе с армией, в то время обычно было равно количеству солдат.
Александрlastfire on October 19th, 2015 01:40 pm (UTC)
Лучше б теленочка взяли :)
goblinnss: Игнатий Лойолаgoblinnss on October 22nd, 2015 08:21 am (UTC)
Нет уж, лучше съесть даму, чем трахать теленочка
Александрlastfire on October 22nd, 2015 08:32 am (UTC)
Стесняюсь даже спросить - откуда сведения? :)

Все что я знаю о телёнках (не путать с телками) - жЫвтоне мозг не выклюет.

"Эта охота закончилась славно, и лошадь сегодня - не исключенье, на трофейном штыке, отточенном остро, жарится толстая белая девка."(с)
George Rookegeorge_rooke on October 20th, 2015 08:26 am (UTC)
Вот еще одна картинка. Голландская гравюра.
http://cs622528.vk.me/v622528994/49a44/vRb_mIt9UEU.jpg

Edited at 2015-10-20 08:27 am (UTC)
griffon79griffon79 on October 19th, 2015 01:18 pm (UTC)
Картина очень атмосферная!) спасибо!
eliaskld on October 19th, 2015 04:46 pm (UTC)

Помимо Алатристе  и Тиля Уленшпигеля  есть что нибудь из художественной литературы  на тему испанских терций во Фландрии?

Александр ВоробьёвАлександр Воробьёв on October 19th, 2015 04:47 pm (UTC)
Однако.

Ничего лучше фразы "гвозди бы делать из этих людей" по такому поводу еще не придумали.
Орлов Павел on October 19th, 2015 05:01 pm (UTC)
Да на этих историях можно тыщу блокбастеров наснимать. А на память только "капитан Алатристе" приходит...
Арлина КинсельАрлина Кинсель on October 20th, 2015 01:03 pm (UTC)
В "Алатристе" цельную армию под Рокруа изображала батальонная коробка=) Дорого и неполитически по нынешним временам. Может при Франке чего наснимали?
pluhcmykpluhcmyk on October 19th, 2015 05:07 pm (UTC)
Спасибо! завлекательно!
francis_maksfrancis_maks on October 19th, 2015 05:59 pm (UTC)
Вот же ж дьяволы
maxdianovmaxdianov on October 19th, 2015 06:36 pm (UTC)
Вышибить арабов с насиженных мест - это надо уметь. Уважаю испанцев за Реконкисту.
scharapow_wscharapow_w on October 19th, 2015 06:41 pm (UTC)
Спасибо.
Действительно железные люди со стальными яйцами.
dmfs on October 19th, 2015 07:09 pm (UTC)

Драться до последнего и побеждать.

minchuk_pminchuk_p on October 19th, 2015 08:28 pm (UTC)
Так итть... Проиграли же.
germountgermount on October 20th, 2015 09:24 am (UTC)
"This war was lost at home" (c)
minchuk_pminchuk_p on October 20th, 2015 02:52 pm (UTC)
Противник то же, "немножко", старался...
goblinnss: Игнатий Лойолаgoblinnss on October 22nd, 2015 08:23 am (UTC)
Вот никак не могу заставить себя симпатизировать испанцам. Какими бы доблестными они ни были, "Пепел Клааса стучит в моём сердце"
Ирбисirbis_s on November 18th, 2015 10:39 am (UTC)
Спасибо, интересно.