?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 July 2013 @ 08:34 pm
Классификации парусных судов  
давайте-ка остановимся на том, какие виды парусных судов существуют по классам, и как их вообще классифицируют.
Сразу скажу - я затрагиваю ТОЛЬКО век паруса (1650-1815 годы), и только океанские корабли,корабли прибрежных флотов я не трогаю в принципе, у них совершенно другая классификация.

Итак, классификация первая  - по парусному вооружению.

Корабль (фрегат) - это судно, несущее три мачты, на всех - прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус.
Барк - три мачты, первые две - прямые паруса, третья - косые.
Бриг - две мачты, обе с прямыми парусами, но на бизани дополнительно косой парус.
Шхуна (сюда же относятся баркетины, бригантины и т.д.) - это судно, у которой не менее, чем две мачты несут косые паруса.
Полуторамачтовые суда (кечи, иолы и т.д.) - суда, у которых грот- и бизань мачта практически соединены друг с другом.
Одномачтовые суда (тендеры и т.д.) - как следует из названия - суда с одной мачтой.

Все, более никаких других судов в этой классификации НЕТ.
Да, если брать четырех- или пятимачтовые суда 19-20 веков - они все приравниваются по классификации к трехмачтовым, там считается только количество грот-мачт, которые всегда несут одинаковое парусное вооружение.

Классификация вторая - по форме корпуса или носа.

Эта классификация использовалась в переходный период 16-17 веков, и ко времени века парусов являлась анохранизмом, однако использовалась, в том числе и англичанами. Сюда же я отношу и местные названия, поскольку они так же отражали особенности корпуса или вида корабля.
Например,
Флейт - это парусный корабль с тремя мачтами и двумя ярусами парусов, у которого борта завалены вовнутрь (сделано это было намеренно, так как в голландских портах пошлину платили исходя из ширины палубы судна).
Куттер (катер) - малое одно- или двухмачтовое судно с прямым носом (от слова cut - резать)
Клипер - корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (анг. clip) обводами корпуса.

Поэтому все эти гукоры, паташи, тьялки, шебеки и т.д.  - это либо местные названия, либо корабли по форме корпуса или носа.

Из вышесказанного следует, что тот же самый тьялк, имея прямой нос вполне мог быть куттером, а если имел еще и парусное вооружение типа "тендер" - то вообще получался  "тьялк-куттер вооруженный парусами типа тендер".

Классификация третья - по назначению или использованию.

Линейный корабль - это трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, несущее не менее 40-50 орудий. Обычно его орудия
располагались на двух или трех деках (палубах), расположенных друг над
другом. На нижнем деке размещали самые тяжелые, крупнокалиберные орудия, на верхнем -- легкие пушки.
Фрегат - трехмачтовое военное судно  с прямым парусным вооружением  с одной батарейной палубой.
Обычно фрегат это корабль, предназначенный для дальней разведки или крейсерских действий, вооруженный довольно большим количеством мелких пушек (иногда до 48) с экипажем не менее 200 человек
Шлюп  - в британском Королевском Флоте XVIII - середины XIX в ---
корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому
не требующий командира в звании «кэптен». Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы.
Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Соответственно, в ходу был ряд уточняющих терминов, из которых ни один не был вполне строгим: корабль-шлюп, бриг-шлюп, вооруженный бриг, и т. д. Среди шлюпов в британской службе попадались шнявы, бретонские люггеры, средиземноморские шебеки, и даже арабские доу. Большинство же составляли гладкопалубные шлюпы с батареей на верхней палубе, вооруженные трехмачтовым кораблем или бригом.
Аналоги трехмачтовых шлюпов с корабельным вооружением на верхней палубе во французском флоте назывались «корветами». Подобные корабли, захваченные британцами в ходе англо-французских войн, именовались в английском флоте так же, как и во французском - корветами.
Кстати, на Балтике во время Северной войны роль шлюпов исполняли шнявы - мелкоразмерные суда с быстрым ходом.
Авизо - малый корабль, предназначенный для разведывательной или почтовой службы.
Пакетбот - корабль предназначенный для почтовой службы, разница его с авизо в том, что пакетботы совершали регулярные рейсы, скажем из Данцига в Петербург и обратно.
Брандер - корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей.

Так что если вы говорите о каких-то видах парусных судов - сначала определите, в границах КАКОЙ классификации вы о них говорите.
Потому как и линейный корабль, и фрегат, и трехмачтовый гладкопалубный шлюп из третьей классификации в случае первой классификации именуются кораблями, или шхуна в первой классификации вполне может быть шлюпом в третьей и т.д.
 
 
 
yussyuss on July 11th, 2013 04:44 pm (UTC)
Пользуясь случаем мерсибо за "Флот Людовика 15" - только что закончил читать (бумажный вариант). А про флоты испанцев у вас есть в планах? Или они того не стоили? А то в книге лишь отдельные главы,правда приятно удивившие меня.

После этого я размышляю: английский (и голландский) флоты - это реальность или хороший пиар? Потому как всё остальное на их фоне выглядит бледновато.

И о брандерах вопрос: если они камикадзе,то зачем указывалось количество пушек? Или они выполняли ещё какие-либо функции, а не только поджога-взрыва?

Edited at 2013-07-11 04:46 pm (UTC)
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2013 04:49 pm (UTC)
--если они камикадзе,то зачем указывалось количество пушек? Или они выполняли ещё какие-либо функции, а не только поджога-взрыва?--

Брандерами при эскадрах назывались мелкие суда, а не только корабли для поджегов. То есть они могли нести и разведывательную, и крейсерскую службу, просто при случае их легко было переоборудовать в брандеры.

-- я размышляю: английский (и голландский) флоты - это реальность или хороший пиар? Потому как всё остальное на их фоне выглядит бледновато. --

Это реальность. Если вы почитаете последние несколько постов этого журнала - вы как раз раз увидите продолжение Флота Людовика, а точнее я попытался остановиться на реформах Энсона.
(no subject) - yuss on July 11th, 2013 04:57 pm (UTC) (Expand)
e_xanaxe_xanax on July 11th, 2013 04:46 pm (UTC)
отличный псто.
Неполиткорректный виртуал: хотейpascendi on July 11th, 2013 05:17 pm (UTC)
Про полуторамачтовые суда Вы меня немало удивили. Это суда, имеющие одну большую мачту (грот) и одну малую (бизань). Различают кечи (у которых бизань стоит впереди от головки руля) и иолы, у которых бизань находится позади нее. Отличие связано с сильно разным управлением парусами при маневрах. У иола обычно размер бизани (паруса) значительно меньше, чем у кеча (так как бизань используется не столько для увеличения тяги, сколько для повышения маневренности).

Кстати, в современной парусной классификации шлюпом называется одномачтовое судно с косыми парусами и одним стакселем, а тендером -- такое же, но имеющее еще и кливеры.
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2013 05:24 pm (UTC)
Да, в этой части я с вами согласен.
lev_usyskin: pic#63990615lev_usyskin on July 11th, 2013 05:23 pm (UTC)
ага, спасибо.
а вот вопрос - что в свете написанного такое - пинк?

и, кстати, спорно - про заваленные борта флейтов - насколько мне известно, речь идет не о пошлинах в голландских портах, а о все тех же зундских пошлинах. или у вас какие-то новые сведения?
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2013 05:28 pm (UTC)
Шхуна-плоскодонка. Но опять-таки - это судно 17 века, и в классификации говорить о нем некорректно
(no subject) - lev_usyskin on July 11th, 2013 05:49 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on July 11th, 2013 05:49 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - lev_usyskin on July 11th, 2013 05:53 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on July 11th, 2013 05:56 pm (UTC) (Expand)
galea_galleygalea_galley on July 11th, 2013 06:18 pm (UTC)
Любопытно.
Только что клипер, корабль 19 века, делает в классификации 16-17 вв. Или я что-то не понял. Тогда извините: я на рыбалке, на Хопре, а здесь выше 30 градусов, мозг плавится, так что простительно.
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2013 06:25 pm (UTC)
1650-1815 - это 17-19 века. Балтиморские бригантины и бриги изначально называли клиперами. Первые появились в конце 18 века. Принимали участие в войне 1812-1814 годов.

Edited at 2013-07-11 06:26 pm (UTC)
(no subject) - galea_galley on July 11th, 2013 06:48 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on July 11th, 2013 07:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - galea_galley on July 11th, 2013 07:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on July 11th, 2013 08:43 pm (UTC) (Expand)
proasellusproasellus on July 11th, 2013 06:30 pm (UTC)
Я, конечно, могу ошибаться, но, ЕМНИП, у бригантины (шхуны-брига) только одна мачта с косыми парусми (фок- прямые, грот- косые). У брига нет бизань-мачты, в отличие от кеча (у кеча нет фок-мачты). В конце концов, косой парус брига называется грот-гафа-триселем, а хрень с таким названием на бизань-мачту не цепляют.
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2013 06:36 pm (UTC)
К шхунам я отношу баркетины, бригантины и т.д., поскольку они переходные состояния между шхуной и барком, и шхуной и бригом, но часть учебников их выделяет в отдельные классификации.
Ориентируюсь на Лавери, где он эти суда называет hybrid type of schooner. Вполне могу быть не прав, их вполне возможно выделить в отдельные классификации
(no subject) - proasellus on July 11th, 2013 07:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on July 11th, 2013 07:21 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - proasellus on July 11th, 2013 07:56 pm (UTC) (Expand)
Прохор Тебинprokhor_tebin on July 11th, 2013 07:16 pm (UTC)
Объясните человеку эпохи ЯЭУ и АСБУ, какая качественная разница прямого и косого парусного вооружения? Выше маневренность у косого, скорость у парусного или что-то ещё?
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2013 07:18 pm (UTC)
Прямое вооружение при ветрах, дующих с кормы, дает большую скорость кораблю.
Косые (и их разновидность - латинские) паруса дают большую маневренность судну и возможность судну ходить при ветрах, близких к носовым.
Соответственно комбинация прямых и косых парусов отвечает за скорость и маневренность судна и его возможность ходить при ветрах с острых курсовых углов.

Edited at 2013-07-11 07:19 pm (UTC)
(no subject) - pogo_on_air on July 11th, 2013 07:30 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - prokhor_tebin on July 12th, 2013 05:03 am (UTC) (Expand)
kolyan68kolyan68 on July 11th, 2013 08:10 pm (UTC)
Спасибо.
Жаль, пост не появился на полгода раньше - а то на форуме Экслера страницы на четыре спор стоял по поводу фрегатов. Спорщики как раз на разных классификациях и основывались. :-)
Исходя из этого - подскажите пожалуйста, насколько грамотно/безграмотно использовать в первой классификации термин "фрегат" в качестве синонима термина "корабль"? Откуда это вообще пошло?
И опять же вдогонку - корректно ли в термине "линейный корабль" из третьего варианта опускать первое слово?
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2013 08:19 pm (UTC)
Корабль - это военное судно с прямым парусным вооружением. То есть это и линейный корабль, и фрегат, и корвет.
Фрегат - это название корабля по назначению. То есть судно с одной закрытой батарейной палубой, предназначенное для крейсерств, конвойной службы, в линейном бою использующееся для завязки боя и для преследования поврежденных кораблей противника, но в самой фазе линейного боя чаще всего выводящееся за линию баталии.
Употребление слов -вопрос довольно сложный. Я вообще следующий пост хочу сделать о возникновении линейного корабля, то есть ship-of-line. Его история довольно интересна и местами неожиданна.
Но вот так однозначно я ответить на ваш вопрос не могу.
mos_artmos_art on July 11th, 2013 09:26 pm (UTC)
а где прамы и бомб-кетчеры?)))
George Rookegeorge_rooke on July 12th, 2013 05:09 am (UTC)
Корабли прибрежных флотов - это отдельная классификация,и чаще всего либо устоявшиеся местные названия, либо по назначению.
ext_2037215 on July 12th, 2013 03:09 am (UTC)
Однако, что касается предложенной классификации по парусному вооружению, она для нас - сухопутных крыс. :) Настоящий-то моряк никогда не спутает шхуну-бриг с бригом-шхуной. Достаточно вспомнить как в одной из первых книг про Обри доктору разъясняли разницу между бригом и сноу.
Опять же марсельные шхуны (topsail schooner )несли на мачтах и косые и прямые паруса и.т.д и
ext_2037215 on July 12th, 2013 03:09 am (UTC)
Однако, что касается предложенной классификации по парусному вооружению, она для нас - сухопутных крыс. :) Настоящий-то моряк никогда не спутает шхуну-бриг с бригом-шхуной. Достаточно вспомнить как в одной из первых книг про Обри доктору разъясняли разницу между бригом и сноу.
Опять же марсельные шхуны (topsail schooner )несли на мачтах и косые и прямые паруса и.т.д и
serge_kisserge_kis on July 12th, 2013 03:12 am (UTC)
Насколько я понимаю, русская морская терминология цельнотянута с голландской. Если бы Петр Алексеевич махал бы топором на французких верфях, то терминология была бы французкой. В связи с этим вопрос: есть ли в природе удобочитаемая мурзилка, в которой указывалось бы соответствие русских, английских и т.д. страшных морских ругательств? В части названий рангоута, такелажа и т.п.
ПыСы
Насколько удобней и понятней было бы говорить не крюс-брам-стеньга, а верхушка задней мачты :-)
ext_2037215 on July 12th, 2013 10:02 am (UTC)
В английском так и будет: top mizzen mast :)
(no subject) - ancient_skipper on July 28th, 2013 12:08 pm (UTC) (Expand)
МемуЫры ТоропЫжкиtoropyggka on July 12th, 2013 06:53 am (UTC)
Куда всунуть галеоны и пинасы?
George Rookegeorge_rooke on July 12th, 2013 07:32 am (UTC)
Обратите внимание на годы, которые я указал.
Галеоны, пинасы, флиботы, паташи, урки, каравеллы, нао, навио и т.д. уже как бы немного неактуальны к этому моменту.
guberniusgubernius on July 12th, 2013 11:47 am (UTC)
Почему всегда считал что бриг от бригантины отличается наличием только прямых парусов на грот-мачте, а у бригантины на грот-мачте паруса только косые. То же каксается барка и баркентины. Различие между бригом с бригантиной и барком с баркентиной - у первых двух две мачты, у второй пары - три. Соответственно в случае баркентины идет речь о косых парусах на бизань-мачте, крюйс-стеньге и брам-крюйс-стеньге при ее наличии. Хотя - могу и ошибаться
Антон Икрянников: У штурвалаaikr on July 20th, 2013 08:16 pm (UTC)
Если совсем просто: у баркентины три мачты (или более), на фок-мачте прямые паруса, на гроте (гротах) и бизани — косые.

А вообще эта классификация очень подробно и понятно разобрана у Крапивина, «Фрегат "Звенящий"» — очень рекомендую.
Ecorossecoross1 on July 13th, 2013 08:58 am (UTC)
Спасибо